Новости

04.08.2016 22:00
Рубрика: Власть

Агитируй по правилам

Первого августа ЦИК начал принимать заявки на аккредитацию представителей СМИ, освещающих выборы в Госдуму.
 Фото: Сергей Куксин / РГ  Фото: Сергей Куксин / РГ
Фото: Сергей Куксин / РГ

Согласно закону, заявки в ЦИК могут подаваться не ранее чем за 50 и не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В 2016 году этот период продлится до 29 августа. В избирательную комиссию субъекта Российской Федерации заявки на аккредитацию разрешается подавать не ранее чем за 19 и не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Избирательная комиссия субъекта РФ вправе проводить аккредитацию представителей любых СМИ, но такое аккредитационное удостоверение будет действовать только на территории соответствующего региона. На сегодняшний день в России 82 498 средств массовой информации, из них общефедеральными, по данным Роскомнадзора, являются более 54 тысяч. Таким образом можно представить себе потенциальный объем желающих аккредитоваться.

В преддверии нынешних выборов избирательное законодательство подверглось некоторым новациям. В том числе и касательно СМИ. Аккредитованного журналиста отныне не могут по инициативе работодателя уволить с работы во время выборов и в течение одного года после их окончания. А допускать на участки будут только представителей СМИ, заключивших трудовой или возмездно гражданско-правовой договор с работодателем не менее чем за два месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов. ЦИК РФ или региональный избирком смогут отказать журналисту в аккредитации только по решению специального экспертного органа. Основания для отказа в законе перечислены.

Например, журналиста не допустят в избирательные комиссии, если необходимые для этого сведения будут предоставлены позже установленного срока, если в них обнаружатся неточности или если пакет документов окажется неполным. В аккредитации могут также отказать, если выяснится, что представитель СМИ не работает в редакции на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня назначения выборов договора. "Мы надеемся, что предлагаемый порядок аккредитации обеспечит достаточно организованную, вместе с тем свободную и спокойную работу представителей средств массовой информации на избирательных участках", - заявила журналистам секретарь ЦИКа Майя Гришина. Она также сказала, что региональные избиркомы будут незамедлительно информировать ЦИК о фактах отказа в аккредитации: "Все подобные ситуации мы берем на специальный контроль".

Информационное обеспечение выборов в Госдуму, разумеется, не обойдется без конфликтов

Информационное обеспечение выборов в Госдуму, разумеется, не обойдется без конфликтов. Предвидя их, Центризбирком, как уже не раз бывало, сформировал рабочую группу по информационным спорам. В нее помимо членов ЦИКа вошли председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, главный редактор портала Lenta.ru Александр Белоновский, главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, другие эксперты и представители журналистского сообщества.

Поводов для разбирательств эта рабочая группа, надо думать, получит не меньше, чем ее предшественница. Вновь могут возникнуть ситуации, трудно поддающиеся однозначной оценке. Например: можно ли считать агитационным выпуск какой-нибудь телепрограммы с участием лидера политической партии, участвующей в выборах? Он ведь не призывал голосовать за свою партию, не так ли? Так. Но только, согласно закону, прямыми воззваниями к избирателям агитация не исчерпывается. К ней относится все "имеющее целью побудить голосовать за список кандидатов или против него". Рабочая группа по информационным спорам не обойдется и без споров внутренних. Да и сами средства массовой информации едва ли имеют единую точку зрения на правила агитации в СМИ. Хотя о санкциях за нарушение этих правил им постоянно напоминают. Дескать, как же иначе. Вы хотите говорить обо всем, ни за что не отвечать? Спорить бесполезно. Таков закон. Пресса поставлена в жесткие условия. Например, лишена права оценивать участников предвыборной борьбы. И если в ходе кампании какая-то газета или телеканал дважды проштрафятся, их деятельность может быть приостановлена на некоторый срок, вплоть до дня голосования.

При вынесении своих вердиктов рабочая группа по информационным спорам может не раз попасть в затруднительное положение. Скажем, основанием для применения санкций считается двукратное привлечение нарушителя (с точки зрения избиркома) к административной ответственности. Но привлечен - не значит виновен. Привлечение - лишь начальная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Последнее слово - за судом, а он может и оправдать "привлеченного".

Публикуя результаты социологических исследований, печатные издания обязаны информировать, где, когда и по чьему заказу проводился опрос, кто в нем участвовал, какова статистическая погрешность и т.п. Такая тщательность не кажется излишней. Потому что гипнотическое влияние рейтингов испытывают на себе не только политические партии и отдельные кандидаты, намеренные продвигаться в Госдуму, но и подопытные граждане. Последние - по генетической склонности думать и поступать так, как думает и поступает большинство - доверяют результатам опросов иной раз больше, чем самим себе.

Все это, впрочем, детали. Главное в другом: отринуть мысль, что свободе выбора мешает свобода слова. Все как раз наоборот: второе - необходимая предпосылка для первого. Отсутствие разнообразной информации об участниках парламентской кампании, превращение прессы во всероссийскую доску почета для всех политических партий и кандидатов-одномандатников способно оттолкнуть избирателей от голосования еще скорее, чем черный пиар.

Власть Позиция Выборы в Госдуму-2016 Колонка Валерия Выжутовича