Новости

04.08.2016 00:46

Раскопки на дорогах

Какие изменения произошли в ремонте труб, из-за которого разрывают улицы?
С программой "Моя улица", в ходе реализации которой в этом году оказались перекопанными сразу 53 улицы столицы, москвичи уже смирились. Примирила их Тверская. Еще недавно по ней не то что проехать, и пройти-то было трудно из-за порушенного дорожного полотна и вскрытых тротуаров. Но коммунальщики не обманули - открыли движение по главной магистрали города даже не к 1 сентября, как обещали, а на месяц раньше! Но остальные-то дороги, куда "Моя улица" еще не дошла, кто и зачем копает? В этом попытался разобраться корреспондент "РГ".
По байпасам во время ремонта теплотрасс тепло приходит в дома. Фото: Сергей Михеев/ РГ По байпасам во время ремонта теплотрасс тепло приходит в дома. Фото: Сергей Михеев/ РГ
По байпасам во время ремонта теплотрасс тепло приходит в дома. Фото: Сергей Михеев/ РГ

"Интим" недоволен

Иду по шоссе Энтузиастов. Возле дома N 18 - огромный котлован, а вдоль стен - блестящие трубы диаметром, который руками не обхватишь. Выясняю: это байпасы, по которым в жилые дома, расположенные не только на самом шоссе Энтузиастов, но и на улице Авиамоторной, 2-м Кабельном проезде и других соседних, подведены сейчас тепло и горячая вода. По временной схеме. Их установили на время реконструкции основной теплотрассы, на которой, говорят эксплуатационники, из-за изношенности уже не было живого места. Еле пробираюсь вдоль дома мимо этих труб и раскопок. Но народ настроен миролюбиво. "Горячая вода у нас есть, в доме было тепло и зимой. Неудобства потерпим. Люди же работают", - прокомментировал стройку житель дома Виктор Семенович Аксенов. Возмущались лишь работники магазина "Интим", расположенного на первом этаже. "Даже жаловались на нас в райуправу, что мы им всех клиентов распугали", - рассказывает руководитель проекта из "Энергоспецстроя" Вадим Расщупкин, который и возглавляет здесь работы. Но строители и сами не заинтересованы копаться со стройкой до белых мух. За день просрочки, если работы затянулись по их вине, подрядную организацию могут наказать штрафом до 300 тысяч рублей. Здесь же реконструкция затянулась на два года. Но это уже форс-мажор: работы на теплотрассе совпали с реконструкцией самого шоссе Энтузиастов, что и осложнило их.

За это время поменялся подрядчик. Представитель нового - Вадим Расщупкин - настроен решительно: работы должны завершиться в ноябре, но он стремится поставить точку в августе. Правда, потом еще потребуется время на благоустройство, снятие тех же самых байпасов. "Но главное, потом потребителям этой теплотрассы не будут грозить никакие аварии, так как мы прокладываем самые современные трубы с современной изоляцией и системой дистанционного контроля, - продолжает он. - Информация о малейшей протечке и даже месте, где она произошла, автоматически будет передана в диспетчерскую".

"Это значит, - включается в разговор руководитель службы магистральных тепловых сетей МОЭК Александр Симачков, - что в случае аварии больше не придется раскапывать длинную канаву в поисках места прорыва. Да и прослужит труба безотказно лет 50, не меньше. Именно такие трубы кладут в столице теперь при замене 99% сетей теплоснабжения". Но почему уж не все 100%? Оказывается, не кладут трубы с полипропиленовой изоляцией в местах, где такая изоляция горит. Например, в коллекторах. Своевременная же замена сетей, как убедились москвичи, гарантирует тепло в квартирах при любом минусе за окном. В столице забыли, когда сидели в морозы у холодных батарей. И неудивительно: ведь если еще в 2010-м за год в городе произошло 389 аварий с такими последствиями, то уже в 2012-м - не было ни одной. И с тех пор случаи аварий - буквально единичные, да и они устраняются мгновенно. Все меньше времени летом, в пору профилактических ремонтов, горожане бегают и с кувшинами, чтобы помыться. Отключение горячей воды с трех недель сократилось до 10 дней.

Чужая линия не помеха

Едем дальше. Снова натыкаемся на раскопки, теперь уже по улице Нижегородской, возле дома N 70. Здесь канава тянется прямо по двору. "Идет реконструкция кабельной линии. К обеспечению электричеством жилья она не имеет никакого отношения - питает Московскую железную дорогу Курского направления, - объясняет нам заместитель руководителя по капитальному строительству Юго-Восточного округа Андрей Челноков. - Что поделаешь, в Москве куда ни копни - на какие-то трубы, провода или сети обязательно наткнешься".

Линия длиной 3,5 км, а узенькая канава - всего несколько десятков метров. "Чтобы работы не слишком мешали жителям, строители работают "захватками", - продолжал Челноков. - Раскопают кусочек, проложат линию, закопают, затем - следующий, и так на всем протяжении". Жители такое бережное отношение к себе ценят, поняли мы из разговора с бабулями на лавочке возле дома по улице Новохохловской, 5. "Сделали все буквально за неделю и по ночам не мешали нам спать", - похвалила строителей Мария Александровна Власова. "Это не все, мы еще деревья вам посадим и цветы, где задели посадки, - пообещал Челноков. - Правило у нас такое: восстанавливать благоустройство после завершения работ".

И здесь сейчас используются современные технологии - укладывается кабель из сшитого полиэтилена, причем каждая жила проходит отдельно, имеет свою изоляцию. Это более экологично, так как в отличие от прежней масляной изоляции в свинцовой оболочке ни при каких обстоятельствах не загрязнит почву. Да и прослужит намного дольше. Полностью реконструкция линии должна завершиться в октябре. "Всего за теплые месяцы энергетикам нужно отремонтировать и реконструировать 100 км кабельных линий электросетей, - рассказали "РГ" в пресс-службе департамента топливно-энергетического хозяйства. - До намеченного срока еще больше двух месяцев, а 80% работ уже выполнены".

От жажды не умрем

На очередную выгородку, которую объезжают машины, натыкаемся на Энергетическом проезде. Посреди дороги - открытый люк, из него тянется куда-то длинный рукав. Оказывается, это "Мосводоканал" проверяет состояние пожарных гидрантов. "Расположены они - а это более 55 тысяч, под Москвой, - рассказал начальник производственно-технического отдела "Мосводоканала" Кирилл Новиков. - Подают воду, когда, не дай бог, случается пожар. А при аварии на сетях еще и становятся резервным каналом для обеспечения отключенных домов. Так что неисправных гидрантов быть не должно".

Сворачиваем на соседнюю Красноказарменную улицу, и снова забор. Идет реконструкция водопроводной магистрали диаметром 600 мм - меняют трубы, проложенные в 1938 году. Начали в мае, заканчивают сегодня, как и положено по плану. "У нас с этим строго", - говорит Кирилл Новиков. Но в целом "Мосводоканал" завершает ремонт своих сетей чуть позже поставщиков тепла и энергетиков - он не зависит от начала отопительного сезона, поэтому копает, пока земля не промерзнет. Но копает год от года все меньше благодаря тем же новым технологиям. Всего в этом году ему предстоит отремонтировать и заменить 92 км сетей, но большую часть - 60,1 км - специалисты по водоснабжению делают уже бестраншейными методами. И лишь 32 км труб малого диаметра они прокладывают с разрытием траншей. Впрочем, посмотрев, как организованно и с умом поставлена эта работа, лично я пришла к выводу: пусть копают, если потом от этого становится теплее и светлее в наших квартирах, а из крана в нужный момент всегда течет вода.

Кстати

Новые сети, несмотря на то, что стоят дороже старых, позволяют городу экономить. Например, потери электроэнергии в них при ее передаче составляют всего 5-8%, хотя еще недавно доходили до 17%. То же и с отоплением: они имеют значительно меньшие теплопотери и в то же время умеют сообщать диспетчерам даже о минимальных протечках. Это позволяет проводить гидравлические испытания сетей, ради которых и отключают горячую воду, не каждый год.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники