05.08.2016 09:58

Донские и немецкие ученые разгадали тайну хирургов бронзового века

Зачем шесть тысяч лет назад древние делали трепанацию?
    Немецкие и российские ученые разгадали тайну 13 древних трепанированных черепов, обнаруженных в Ростове-на-Дону, на Ставрополье и в Кабардино-Балкарии. Возраст находок составляет примерно шесть тысяч лет.

"Мы исследовали культуру бронзового века и нашли очень интересные черепа со следами трепанации. Они отличаются от других подобных находок тем, что отверстие всегда расположено в одном и том же месте: посредине затылка", - написала в своем исследовании антрополог из Германского археологического института в Берлине Юлия Грески.

Первые черепа четырех человек с характерными отверстиями найдены еще в 2013 году археологами экспедиции ГУП "Наследие" Ставропольского края. Еще пять черепных коробок с "дырками" найдены около Ростова-на-Дону, а остальные - в Кабардино-Балкарии. Всего в распоряжении ученых оказались 13 черепов.

Шесть из них принадлежали мужчинам, шесть - женщинам, а в одном случае пол не удалось установить. Самое большое отверстие, обнаруженное учеными, - овальной формы, около девяти сантиметров в длину и около 4,5 сантиметра в ширину, самое маленькое - около 2,5 сантиметра в диаметре.

К сожалению, ученые не могут сказать, к какому народу принадлежали обладатели необычных черепов. Удалось установить, что эти люди умерли в возрасте от 14 до 69 лет.

Археологи задались вопросом, зачем древние жители Дона и Кавказа проводили столь сложные, даже по современным меркам, хирургические операции. Кроме того, ученых заинтересовала и сама технология вскрытия черепной коробки. Ведь в ту эпоху люди только научились плавить металл и изготавливать из бронзы оружие и другие предметы.

Исследователи выяснили, что отверстия в черепах - это не последствия болезни или травмы от оружия. Ученые обнаружили следы заживления после трепанации на 11 черепах, а это значит, что операция проводилась при жизни. Только в двух случаях рана на голове не затянулась, и это значит, что трепанация не удалась или проводилась на умершем человеке.

Участок для операции выбирался, по мнению современных специалистов, не самый простой и безопасный. Малейшая ошибка хирурга - и пациенту грозила бы неминуемая смерть от кровоизлияния в мозг.

По мнению Юлии Грески, отверстие в черепной коробке делалось методом выскабливания, при котором кость черепа выскребали острым инструментом, пока в нем не образовывалась дыра.

"При выскребании процесс идет медленнее, хирург видит, когда нужно остановиться. Выскребать могли чистым, свежесколотым куском кремня, что помогало заносить в рану меньше бактерий. Может быть, хирурги также использовали растения с противовоспалительными свойствами", - предположила она.

При этом операция, вероятно, не была невыносимо болезненной, считает исследователь. Боль ощущалась, когда хирург резал кожу - в ней проходят нервные окончания. А выскабливание или вырезание самой кости уже не было настолько ощутимым.

Если древний пациент выживал после операции, то дыра в черепе затягивалась кожей и образовывалась рубцовая ткань.

Немецкие и российские антропологи полагают, что древние хирурги проводили трепанацию черепа в ритуальных целях. Подобные случаи зафиксированы в Болгарии и Венгрии в Средние века, там трепанация изначально проводилась людям из привилегированных слоев общества, а потом она стала так популярна, что распространилась и среди простых.

Мнения

Евгений Кудрявцев, заведующий археологической лабораторией Северо-Кавказского государственного университета:

- Говорить о сакральной сущности черепов с отверстиями надо довольно осторожно, так как оснований для таких выводов довольно мало. Отмеченные дырой в голове люди могли быть служителями неких культов, а след от операции демонстрировал их принадлежность к особому классу. Последствиями вскрытия черепной коробки могла быть эпилепсия, которая иногда вызывает галлюцинации. Сегодня эпилепсия считается опасной болезнью, а древние верили, что во время припадка люди способны общаться с духами и небом.

Вероника Белоцерковская, представитель Южного научного центра РАН:

- Проблематикой исследования трепанации черепов Бронзового века на протяжении многих лет занималась известный антрополог, кандидат биологических наук Елена Батиева. Благодаря ее работам антропология на Юге России существенно обогатилась новыми данными о древних людях. Причинами возникновения такого обычая могли быть необходимость подчеркнуть свою племенную принадлежность, стремление попасть в круг избранных, следование традиционным представлениям о красоте и даже желание укрепить здоровье.