Надо признать, что сведение бюджета, тем более трехлетнего, задача непростая, требующая стратегического подхода, эрудиции и исключительных управленческих усилий. Вовремя составить столь масштабный документ, определяющий развитие страны, - это достойно уважения. Однако возникает вопрос, а действительно ли нынешний бюджет предлагает развитие? Ведь в основе его стратегии - сокращение государственных расходов (в реальном выражении), в том числе инвестиционных.
Мировой опыт - исторический и современный - показывает, что выход из кризиса невозможен без роста инвестиций, без стимулирования предпринимателей и корпораций вкладывать средства в национальную экономику. Еще Дж.М. Кейнс и его последователи убедительно доказали значение расходов, госинвестиций и адекватной ставки рефинансирования для преодоления негативных тенденций в экономике.
А наши монетарные и экономические власти действуют с точностью до наоборот, придерживаясь теоретических схем о необходимости макроэкономической стабильности. Причем вопреки, как я уже отметил, общемировым рецептам борьбы с кризисом. Достаточно сравнить ставку рефинансирования у нас и в западных странах. Федеральная резервная система США держит ее на уровне 0,25-0,50% годовых, Европейский ЦБ на сегодняшний день оставил ставку на уровне 0%. Экономические власти этих стран понимают, что сейчас важнее всего - поддержать деловую активность. А у нас, как известно, ключевая ставка в размере 10,50%! Как при такой монетарной политике наши промышленники и аграрии или даже представители третьего сектора смогут расширять свои предприятия, внедрять новые технологии и создавать дополнительные рабочие места? С трудом, ответит оптимист. Реалист ответит - никак.
Неудивительно, что на фоне действий финансовых властей вложения в экономику сокращались самым драматичным образом. Три года инвестиции падали пикирующими темпами. К сожалению, текущий год не исключение.
В то же время у нас, внутри страны, имеется мощный потенциал инвестиционной активности. О нем неоднократно говорили "справедливороссы", о нем часто спорили на заседаниях Комитета Госдумы по экономической политике. У этого потенциала много источников. Одним из них является обязательная накопительная пенсионная система.
На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды (НПФ) управляют 2 трлн рублей пенсионных накоплений и еще 1 трлн резервов, что вместе составляет практически 4% ВВП. Это те самые длинные деньги, которые могут быть направлены в отечественную экономику и обеспечить нам выход из рецессии. Уже сейчас около 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов размещаются в ценных бумагах российских компаний. При этом около 20% инвестиций направляются в строительную отрасль, примерно 10% - в электроэнергетику и еще 5% - в транспорт и связь, то есть в те секторы, которые могут дать мультиплицирующий эффект роста всей экономики.
Однако правительство предпочитает за счет накопительной системы решать сиюминутные, узкие задачи наполнения бюджета госструктур, расходы которых вызывают вопросы у Счетной палаты.
Напомню специально для тех, кто, может быть, не совсем хорошо разбирается в хитросплетениях пенсионных проблем: в свое время накопительную часть пенсии работодатели перечисляли (по желанию) за своих работников в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Затем было принято решение, что деньги эти будут перечисляться в Пенсионный фонд России (ПФР), а тот в свою очередь будет направлять их в НПФ. Но вот уже три года он этого не делает, поскольку финансовые власти ввели мораторий на подобные перечисления, а деньги, которые должны были формировать накопления будущих пенсионеров, идут на выплаты пенсионерам нынешним.
Как же так! Ведь когда человек приходит в банк и оплачивает коммуналку, то его деньги проходят быстро. И никто даже не смеет подумать, что банк может объявить мораторий и изъять эти средства в свою пользу. Почему же такая практика считается нормальной в пенсионной системе?
Тем не менее, кабинет министров продолжает настаивать на моратории перечислений еще на три года - до 2019 г. Такое решение губительно дважды. Во-первых, оно напрямую снижает инвестиционный потенциал страны. А во-вторых, дезориентирует и лишает мотивации участников рынка, показывает им, что государство может в любой момент изменить правила игры в ущерб тем, кто готов выступать в качестве стратегического инвестора.
Не буду проводить параллель с набившей оскомину курицей, несущей золотые яйца. Напомню книгу детства - "Робинзон Крузо". Герой, случайно обнаружив несколько пшеничных зерен, засеял ими тщательно ухоженный участок земли. Получив небольшой урожай, он преодолел соблазн человека, год прожившего без хлеба, и вновь посеял все зерно. Полностью. И так продолжалось несколько лет (!), прежде чем Робинзон позволил себе взять хотя бы часть урожая на еду. Так вот, сейчас мы находимся в подобной ситуации. Только выбрали другой вариант. Проедаем все, что у нас есть, не думая о завтрашнем дне. А тот неминуемо наступит, и тогда средств на решение насущных проблем банально не останется.
Избежать такого негативного сценария можно и нужно. Рецепты хорошо известны. Они многократно использовались (и успешно применяются сейчас) странами, испытавшими экономические трудности. Реализация этих мер требует шагов энергичных и срочных.
Во-первых, необходимо скорректировать денежно-кредитную политику Центробанка. Она должна быть подчинена созданию условий успешного экономического роста, прежде всего за счет инвестиций. Для этого крайне желательно смелее снижать ключевую ставку.
Во-вторых, радикально и решительно поддержать малый и средний бизнес: освободить от многочисленных административных пут, сократить до минимума налоговое бремя. Прекратить практику "пылесосить" бизнес, правдами и неправдами накручивая налоговые претензии с целью "перевыполнить план" по сбору налогов и заткнуть очередную "дыру" в бюджете.
В-третьих, в условиях нехватки денег на солидарную пенсию, к тому же на фоне неблагоприятного демографического тренда, государство должно вывести из "тени" десятки миллионов граждан, которые не платят налоги, но впоследствии - в старости - претендуют на заботу со стороны государства. В прошлом году общими усилиями удалось легализовать чуть более 2,5 млн работников, что дало в бюджет ПФР прибавку в 8,6 млрд руб. Однако по оценкам экспертов - и государственных, и независимых, от уплаты социальных взносов сегодня уклоняется около 15 млн человек. А если говорить о частичной неформальной занятости, то речь идет о 30 млн работников. Вот где надо проявлять изобретательность, включать меры стимулирования выхода из "тени" и демонстрировать силу государства. Вот где миллиарды бюджетных доходов.
Наконец, в-четвертых, следует еще раз обратить внимание на инвестиционный потенциал накопительной системы. Не гробить ее заморозкой - изъятием, а расширять возможности вложений в экономику. Предложить фондам масштабные проекты, в которых они могли бы участвовать "вдолгую", в том числе - в приватизации предприятий. Кроме того, всегда надо помнить о том, что пенсионные накопления - это деньги 31 млн россиян, поверивших государству и рассчитывающих встретить старость достойно за счет собственных средств. Более того, люди обратят внимание на добровольное пенсионное обеспечение только в том случае, если обязательная накопительная система начнет функционировать нормально.
Предлагаемые меры, конечно, сопряжены с определенным риском. Требуют серьезной и ответственной работы со стороны правительства, всех министерств и ведомств, региональных властей, федеральных и региональных органов законодательной власти. Требуют сосредоточенности от всех нас. Но выбор-то очевиден. Каша заканчивается, и надо либо засучить рукава и начать варить заново, либо уныло скрести ложкой по дну кастрюли, оглашая окрестности малоприятными звуками.