Необычный и рисковый шаг (впервые в Русском музее публике официально разрешено снимать картины) организаторы проекта объясняют так: сэлфи - тоже автопортрет, только современными средствами. "Кроме того, - говорит научный сотрудник отдела живописи Егор Могилевский, - это способ вовлечь зрителя в активный диалог с произведениями".
Диалог, заметим, получился. Судя уже по первым сэлфи участников конкурса, выложенным в Инстаграме, внимание публики привлекли очень разные авторы. Выставка будто нарочно провоцирует зрителей откликнуться. Объемная (около 300 произведений, охватывающих период с XVII по XXI век), неожиданная (последний раз автопортреты как жанр выставлялись в Русском музее 40 лет назад), представительная и поучительная. Здесь и самые первые автопортреты российских художников - например, удивительный "Автопортрет с женой" Андрея Матвеева (1729 год): пока другие русские художники к жанру только подступались, Матвеев создал по-настоящему психологическое полотно.
Экспозиция изобилует и громкими именами - Брюллов, Тропинин, Кипренский, Кустодиев, Врубель, Лентулов, Альтман... Но есть и имена малознакомые, некоторые автопортреты из собрания музея вообще выставляются впервые.
Пять очень самоироничных работ Василия Беляшина представляют чрезвычайно интересного мастера: он мало писал - больше говорил об искусстве, смеялся, что подражает Рембрандту, который оставил потомкам около 50 автопортретов. Но Беляшин и на своих пяти сумел создать полнокровный образ своего "я": то с уродливой гримасой, то хохочущий, то за обжигающим чаем.
Рассматривать такие серии автопортретов одного мастера - отдельное удовольствие: художники в юности и в зрелые годы... Незабываемый шедевр - крохотный карандашный автопортрет 80-летнего Ильи Репина на обороте почтовой открытки. Изящная штриховка, уплывающий куда-то "туда" абрис мудрого и просветленного лица человека, прожившего насыщенную жизнь.
И автопортреты Зинаиды Серебряковой, сделанные в разные годы и в разных условиях, - словно летопись ее прекрасных героинь с других полотен: то ли художница напитывалась от них красотой, то ли осеняла их своей. К каждой работе сделана краткая аннотация с милыми, трагическими или забавными подробностями из жизни автора.
Видно, как менялось в истории отношение авторов к жанру автопортрета. Скрупулезный психологизм XIX века сменяется резкими ритмами века ХХ: здесь художник уже интересен себе не только как личность, но как знак, символ времени. Примечательно в этом ряду полотно Николая Андронова "Автопортрет в гробу" (1966-1967 гг.). Приверженец "сурового стиля", он был исключен из Союза художников в 1962-м "за формализм" и долгие годы провел в глухой деревушке Вологодской области. Невнятная фигура с ружьем в гробу - что выразительнее скажет о пережитом? А рядом знаменитая картина Виктора Попкова "Работа окончена". Уснувший на диване в мастерской художник, огромное окно над ним сияет огнями большого города. Послеоттепельное время!
В отдельном зале портреты мастерских художников. Огромная жанровая картина "Спор об искусстве" Василия Яковлева - просто какой-то "последний день Помпеи" (на излете сталинской эпохи с ее барочной избыточностью)... А венчает экспозицию сегодняшний видеоарт: на экранах автопортретные перфомансы и инсталляции.
Но сэлфятся зрители не у экранов. Всем ведь хочется найти среди великих двойников своего маленького "я".