Андрей Исаев предложил территориально закрепить налоговые доходы

Налоговая политика - важнейший инструмент государственного регулирования экономики и социальной сферы, призванный обеспечить эффективность производства и справедливость распределения.

Ее главной целью является создание налоговой системы, позволяющей России конкурировать на рынке труда и капитала. Налоговая политика государства должна быть вовлечена в процесс повышения качества человеческого потенциала и эффективности его использования, а также интенсивного развития таких отраслей, как образование и здравоохранение.

Вторая цель - повышение стабильности системы налогообложения. Речь идет не о "консервации" существующих проблем налогового законодательства, а о повышении предсказуемости налогообложения бизнеса. Из налоговой системы надо исключить факторы, снижающие эффективность планирования налоговой нагрузки. Предсказуемость объема фискальных сборов, включая так называемые неналоговые платежи, во многом предопределяет и доходность бизнеса, и возможность планомерного расширения предпринимательской активности.

Третья цель - перераспределение налоговой нагрузки между отдельными отраслями экономики и разными видами хозяйственной деятельности, имея в виду налоговое стимулирование несырьевых отраслей, прежде всего связанных с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий.

Важнейшей задачей налоговой системы является укрепление финансовой самодостаточности регионов и муниципальных образований.

Напомню, что с целью привлечения инвестиций в экономику субъектов Федерации нами был принят закон о территориях опережающего социально-экономического развития, формирующий более благоприятный режим налогообложения, чем в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для участников инвестиционного проекта в течение 10 лет действует нулевая ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а размер налоговой ставки, подлежащей зачислению в бюджеты регионов, не может превышать 10%, начиная с момента получения первых доходов. Более того, субъектам Федерации предоставлено право установления пониженной налоговой ставки, подлежащей зачислению в их бюджеты, снижение налоговой нагрузки вновь создаваемым предприятиям промышленности. Для резидентов территорий опережающего развития ставка налога на прибыль не может превышать 5%.

В дальнейшем необходимо в рамках налогового и бюджетного законодательства разработать механизмы, стимулирующие регионы и муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала. При этом надо кардинально изменить положение, когда увеличение регионом данного потенциала приводит к сокращению трансфертов из федерального бюджета.

Также следует закрепить на долгосрочной основе необходимые налоговые доходные источники за территориальными образованиями.

Наконец, нужно завершить реформу системы имущественных налогов, которая должна создать более справедливое перераспределение налогового бремени, снижая уровень изъятий у менее обеспеченных слоев населения и увеличивая налогообложение дорогой недвижимости с тем, чтобы превратить данный налог (фактически - налог на роскошь) в реальный доходный источник регионов и муниципалитетов. Для этого необходимо создать в самые сжатые сроки справедливый кадастр объектов недвижимости и расширить полномочия региональной власти в области ее налогообложения. Таким образом, при сохранении принципа социальной справедливости удастся существенно пополнить региональные и местные бюджеты.

Надеюсь, что в ближайшие годы нам удастся осуществить все вышеперечисленные цели.