Потенциал шельфа оценивается в 5 миллиардов тонн условного топлива, не говоря уже о биоресурсах, прежде всего, рыбных. Отстаивать свои интересы страна будет 9 августа в Нью-Йорке, где Комиссия ООН по границам континентального шельфа рассмотрит заявку России на расширение присутствия в Северном Ледовитом океане.
Работа по подготовке материалов для новой заявки велась более 10 лет, отметил накануне визита в Нью-Йорк Сергей Донской.
Сергей Ефимович, что может помещать расширению нашего присутствия в Арктике?
Сергей Донской: Шансы российской заявки на положительное решение Комиссии ООН, в первую очередь, определяются соответствием ее материалов нормам международного права и требованиям научно-технического руководства комиссии ООН.
То, что в марте 2014 года, в период обострения внешнеполитической ситуации, комиссия приняла единогласно положительное решение по российской заявке по шельфу Охотского моря, характеризует ее членов как специалистов, принимающих взвешенные и объективные решения.
Рекомендации комиссии не наносят ущерба последующему разграничению участков континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями. Она не обладает полномочиями по "закреплению" за тем или иным государством участков шельфа и разграничению морских пространств, а лишь определяет принадлежность того или иного района морского дна к континентальному шельфу.
Какие доказательства для расширения границ шельфа вы подготовили?
Сергей Донской: Главной фактографической базой заявки является собранный геолого-геофизический материал. Минприроды совместно с Минобороны и РАН провело в центральной части Арктического бассейна девять уникальных комплексных геолого-геофизических экспедиций с использованием научно-исследовательских и атомных ледоколов, а также научно-исследовательских подводных лодок. Были выполнены батиметрические наблюдения с многолучевым эхолотом, комплексные сейсмические исследования, аэрогеофизические наблюдения и геологическое опробование на главных структурах Амеразийского и Евразийского бассейнов.
При проведении работ были применены уникальные технологии, разработанные специально для сложных ледовых условий. Специально для сейсмических работ во льдах мощностью до трех метров переоборудовали ледокольное научно-исследовательское судно "Академик Федоров".
Все собранные данные подтверждают континентальную природу хребта Ломоносова, поднятия Менделеева-Альфа, Чукотского плато, а также непрерывное продолжение этих элементов от мелководного шельфа Евразии. Обоснованность наших претензий подтверждают выдержанность осадочного чехла, элементов фундамента, а также общая непрерывность и выдержанность глубинных слоев земной коры и отсутствие поперечных разломов сдвигового характера в зоне сочленения хребта Ломоносова и Евразийского континента.
На расширение континентального шельфа в Арктике претендуют пять государств: Россия, Дания, Норвегия, Канада и США. Что скажете по этому поводу?
Сергей Донской: Действительно, есть неурегулированные вопросы делимитации (определение направления госграницы между сопредельными государствами путем переговоров - Ред.) морских пространств в Северном Ледовитом океане. В частности, такие пространства находятся в районах котловины Амундсена, хребта Ломоносова, котловин Макарова и Подводников, поднятия Менделеева - между Россией и Данией. Помимо этого, не урегулированы вопросы делимитации в районах котловины Макарова и поднятия Менделеева между Россией и Канадой.
При этом в отношении разграничения континентального шельфа в Северном Ледовитом океане имеются достигнутые еще в июле 2011 года договоренности с Норвегией - о делимитации морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Кроме того, договором между СССР и США от 1 июня 1990 года стороны разграничили территориальное море, экономические зоны и континентальный шельф в Чукотском и Беринговом морях, а также в Северном Ледовитом и Тихом океанах. США ратифицировали этот договор, Россия его временно применяет с момента подписания до настоящего времени.
Районы, представленные в заявке Дании в отношении континентального шельфа к северу от Гренландии, существенным образом перекрывают районы, включенные в российскую заявку. В частности, речь идет о приполюсном районе Северного Ледовитого океана и части хребта Ломоносова. Аналогичные совпадения могут быть в заявке Канады.
Мы консультировались с Данией и Канадой по этому вопросу. Россия, Дания и Канада не возражают против рассмотрения комиссией заявки другого государства. В дополнение к заявке, поданной Россией, комиссия получила через Генеральный Секретариат ООН три вербальные ноты от государств Канады, Дании и США. Ни в одной из них не содержится возражений против рассмотрения российской заявки комиссией по границам континентального шельфа.
Сколько времени понадобится на принятие решения по заявке?
Сергей Донской: Вообще процедура и практика комиссии с момента подачи Россией своего первого представления в 2001 году получила развитие. С одной стороны, у государств появились более широкие возможности для взаимодействия с комиссией для продвижения своих заявок. Делегация имеет право представить любые дополнительные материалы к заявке в любое время в процедуре ее рассмотрения. Время на представление ответов на вопросы и замечания подкомиссии не лимитируется - есть прецеденты представления ответов через 4-6 месяцев. Не ограничено время и на рассмотрение заявок в подкомиссии. Так, заявки Австралии и Японии рассматривались в течение 4-х лет.
Практика рассмотрения заявок в среднем в течение двух лет является обычной. Это дает возможность подготовить необходимые материалы и даже, при необходимости, провести дополнительные исследования. Учитывая значительный объем российской заявки, рассмотрение может занять от трех до пяти лет.
Итогом работы подкомиссии будет вынесение ею рекомендаций или заключения, которые, как мы рассчитываем, подтвердят обоснованность российской заявки. После этого, рекомендации подкомиссии будут доложены и рассмотрены комиссией ООН, которая примет окончательное решение по российской заявке.