"Мы видим, что, несмотря на сложности в экономике, люди подходят к решению социальных проблем системно. Помимо пожертвований пользователи QIWI-кошелька заняты в волонтерстве, краудфандинге, меценатстве или спонсорстве", - отмечает Юлия Гришина, руководитель социальных проектов и благотворительных программ QIWI.
В среднем за год россияне совершают более пяти пожертвований на 5784 рубля. Разовый средний платеж - 200-250 рублей. Однако 33 процента опрошенных вносили суммы от тысячи рублей до 5 тысяч. 22 процента респондентов - от 100 до 500 рублей. В числе самых популярных видов благотворительных действий гуманитарная помощь: вещи, продукты, товары, передаваемые через благотворительные организации (38 процентов опрошенных). На втором месте - добровольные пожертвования напрямую (36 процентов), включая милостыню нуждающимся - на улицах, в электричках, в метро (34 процента). На храмы денег не пожалели 24 процента респондентов.
Главный вывод исследования - в российском обществе сформировалась культура оказания благотворительной помощи на регулярной основе. "Бескорыстная помощь ближнему незаметно становится социальным стандартом", - говорит доктор экономических наук Иосиф Дискин. В перспективе, по его мнению, все большую роль в благотворительности начнут играть частные корпорации, перечисляя деньги на поддержку культурных программ, проектов по охране исторических памятников.
Впрочем, россияне были милосердными к нуждающимся во все времена, продолжает тему директор Агентства социальной информации Елена Тополева. Гораздо интереснее, на ее взгляд, тренд на то, что люди легче отзываются на новый вид пожертвований в области научных исследований: онкологии и медицины, защиты прав человека, профилактики наркомании. "Общество достигло большого прогресса. Появились благотворительные фонды, которые на слуху, и люди им доверяют. Но это фонды федерального уровня. Важно, чтобы такого рода благотворительные организации с именем создавались в каждом городе или регионе", - говорит Тополева.
Что касается налоговых стимулов для благотворителей, то, по мнению эксперта, если для физлиц предусмотрены налоговые вычеты, то для частных компаний льгот нет. "В Налоговом кодексе предусмотрена льгота для юрлиц - если один процент от прибыли идет на социальную рекламу, то эта сумма не облагается налогом на прибыль. Почему бы не распространить эту норму и на благотворительность?" - задается вопросом эксперт "РГ".
Попали в десятку
В 2015 году Россия заняла восьмое место по объему частных пожертвований в благотворительные организации по отношению к ВВП. И вошла, несмотря на сложные экономические условия, в десятку мирового рейтинга британского фонда CAF.