Белорусские машиностроители намерены создавать в Омской области новые совместные предприятия, в том числе транспортные.
- Наша главная задача - не только вернуть товарооборот на прежний уровень, но и развивать экономически выгодное сотрудничество в сфере производства востребованного совместного продукта, - рассказал "СОЮЗу" министр промышленности Республики Беларусь Виталий Вовк. - В качестве примера могу привести создание омского трамвая с использованием деталей известного "Белкоммунмаша". Подобные направления мы и хотим развивать, развернуться есть где. В частности, мы обсуждали проекты будущего: экологический транспорт, электробус, гибридные машины... Разумеется, новые векторы потребуют больших усилий обеих сторон. Но, работая рука об руку, мы сторицей восполним все прежние потери.
Омичи с такой концепцией полностью согласны.
- Нам важно создавать недорогую, но конкурентную технику мирового уровня. В партнерстве с Беларусью такая задача по плечу, - считает губернатор Омской области Виктор Назаров. - Такой подход поможет нам эффективнее решать задачи импортозамещения.
В этом смысле омичам есть чему поучиться у партнеров. Если российские производители серьезно нацелились насытить рынок собственной продукцией сравнительно недавно, то белорусы сделали это еще в конце прошлого века. По словам Виталия Вовка, выпуск сельскохозяйственной техники местного производства теперь закрывает 100 процентов внутренней потребности (прежде было 17%).
Сельские труженики Прииртышья не понаслышке знакомы с белорусской техникой.
- В настоящее время на наших полях работают 830 тракторов, 135 комбайнов, 425 единиц прицепов и другой техники с "белорусским характером", - приводит цифры омский министр экономики Оксана Фадина. - А благодаря сотрудничеству с гомельцами всего за три года в Омской области построено более тридцати современных молочных комплексов, что позволило увеличить объемы производства продукции животноводства на 23 процента.
Сейчас сибиряки намереваются создать совместное производство доильного оборудования на базе Омского экспериментального завода. Возить его через всю страну все-таки накладно. Другой перспективный проект - выпуск оборудования для приготовления кормов на базе местного механического завода.
В рамках визита стороны подписали новый договор партнерства с "Амкодор-Росмаш" о поставках в сибирский регион спецтехники, необходимой для ремонта и уборки дорог. В свою очередь белорусской стороне интересны необходимые для оснащения Вооруженных сил омские системы спецсвязи, которые неплохо зарекомендовали себя в ходе совместных стратегических учений. Будут продолжены и прежние проекты. В частности, в прошлом году партнеры поставили в Омск 86 лифтов и на достигнутом решили не останавливаться.
Впрочем, белорусская сторона заинтересована в развитии двусторонних контактов не только в сфере машиностроения, но и в легкой, пищевой промышленности, металлургии, нефтехимии, а также научной и культурной сферах. Власти Беларуси и Омской области утвердили соответствующий План мероприятий. И договорились, что следующий Совместный совет проведут будущим летом в Гомеле.
В свободной зоне Беларуси завершается строительство совместного предприятия "Омск-Карбон-Могилев". Новый завод, ориентированный на шинников Евросоюза и Беларуси, предоставит 450 рабочих мест. Инвестиционный проект оценивается в 4 миллиарда российских рублей. К 2017 году планируется ввести мощности, рассчитанные на производство 120 тысяч тонн технического углерода.