Организовал пробег известный питерский байкер, путешественник и литератор, член Российского географического общества Павел Кобяк. Ему принадлежит идея набирающей популярность экспедиции под названием #СелИпоехал#. Суть ее в том, чтобы сделать туризм доступным для всех желающих. Захотел съездить в другой город или на другой конец страны, взял велосипед (самокат, мотоцикл, автомобиль) - и поехал!
Таксомотор попал в экспедицию, в общем, случайно. Просто не все участники, как оказалось, ездят на мотоциклах. Вот и решили заказать такси.
Стартовал пробег в конце июня в Петербурге. Проехать через всю Россию планировалось за 18 дней. Но все предусмотреть, как известно, невозможно.
Одним из тех, кто преодолевал просторы Родины на такси, стал Никита Архипов. Путешествовал он пассажиром.
- Неожиданность поджидала нас, когда подъехали к переправе через речку Эльги, приток Индигирки. Это за Якутском, на 868 км федеральной трассы "Колыма", - рассказал Никита. - Река сама по себе полноводная, а тут еще затяжные ливневые дожди. И случился подмыв опор моста, а также подъездов к нему. Сначала размыв составлял 5 метров. Через два дня он был уже 30 м, а к тому дню, когда подъехали мы, - все 60 м. При этом другой дороги в Магадан там нет.
Вы одни забуксовали?
Никита Архипов: Когда мы подъехали к переправе, то увидели приличную "пробку", в основном из большегрузов. И палаточный городок чуть в стороне. Водители, не менее сотни человек, к нашему приезду уже не одни сутки ждали "оперативного ремонта". Сотрудники местной администрации пытались помочь: привезли продукты, пригнали "КАМАЗ" с песком - раз, другой. Песок "загрузят" в реку, смотришь - вскоре он растворился в воде. Стали искать возможность переправиться на другой берег. Местные предложили свои лодки. За пассажира просили 1 тыс. рублей, за мотоцикл - 5 тыс. В итоге нам с водителем пришлось ждать, когда починят мост. Думаю, за него взялись наконец серьезно, стали укреплять опоры горной породой, во многом благодаря дальнобойщикам, которые подняли на ноги представителей власти и МЧС.
Вас в такси было двое, водитель и пассажир?
Никита Архипов: Вообще в пробеге участвовали 6 мотоциклистов и 2 машины. В одной ехали оператор со своей командой, они снимали фильм об экспедиции. В основном интересовали их байкеры. А во второй - мы. Из-за того, что не получилось взять отпуск на все время путешествия, разделили весь путь на два участка. Первый - от Питера до Иркутска - в такси ехали мои коллеги Нелли Фассахова и Александр Огуречников. Они стартовали 27 июня. А мы с Марией Величенко сменили их 7 июля. На нашу часть пути ушло втрое больше времени. Потом Маше пришлось улететь. После ее отъезда мы с Сергеем остались вдвоем. Впереди были еще сотни километров.
У вас был какой-то конкретный план этой поездки?
Никита Архипов: Мы загодя продумывали маршрут, остановки, забронировали, где возможно, гостиницы. Запаслись продуктами. Само такси - джип Chevrolet - удобно для дальних поездок. Двигаться старались в светлое время суток. Были у нас с собой и палатки, спальные мешки. Но почти всю нашу долгую дорогу шли дожди, потому предпочитали ночевать под крышей. Где не было гостиницы, арендовали жилье у местных. Люди в тех местах очень приветливые. В некоторых городках, поселках ночевали на так называемых байк-постах - в квартирах и домах местных мотоциклистов.
Какой перегон стал самым продолжительным по времени?
Никита Архипов: От размытого моста у реки Эльги до Магадана: 1100 км, 23 часа в пути.
А самый короткий отдых?
Никита Архипов: Могоча, город в Забайкальском крае. Приехали туда за полночь, уехали ранним утром. Местечко так себе. Бывшая "столица" Ключевлага. Поснимали минут 15 природу, панельные многоэтажки и отчалили. Даже завтракали в дороге.
СМИ сообщали, что за эту поездку на такси вы заплатили 233 тыс. рублей. Не проще ли было ехать на своей машине?
Никита Архипов: Примерно столько, скинувшись, потратила наша пассажирская команда на питание и постой. Плюс на непредвиденные расходы у размытого моста. А саму поездку оплатила фирма, предоставившая таксомотор.
В каком статусе вам было интересней в этом путешествии - пассажира или водителя?
Никита Архипов: По тем дорогам, по которым мы ехали, - больше пассажиром. Я фотографировал и любовался природой, а за рулем был профессионал. Небольшой опыт езды по трассе "Колыма" (500 км) вспоминаю сейчас с радостью, но если бы вел машину от самого Питера или даже от Иркутска, времени на весь путь ушло бы гораздо больше. Сам бы я точно не торопился. В Якутии попадались места, по которым неподготовленному водителю точно не проехать.
А не надоели друг другу за это время?
Никита Архипов: Вместе мы провели в такси (сначала Маша, Сергей и я, затем только он и я) больше 20 дней. И не только не надоели друг другу, а даже подружились, хотя познакомились лишь перед самой поездкой.
Для вас это было первое большое путешествие?
Никита Архипов: Я вообще люблю путешествия. Побывал в Америке, Африке, на Карибах. А вот в России дальше Ростова прежде не был.
И как вам Россия из окна такси?
Никита Архипов: Страна невероятной красоты! Больше всего мне понравилась Колыма, особенно в предутреннее время, на заре. Кто-то, возможно, удивится. Ведь когда говоришь о Колыме, у многих обычно возникают не самые лучшие ассоциации. Но там неповторимая природа. В ней, на мой взгляд, сошлись воедино скалистая северная Норвегия, Швейцария с ее лугами и наш Алтай. Случались во время экспедиции такие солнечные и теплые дни, что чувствовал себя как на курорте. Но и вечная мерзлота в середине лета давала о себе знать. Из негатива - места эти пока очень далеки от цивилизации в европейском ее понимании. Едешь 150-200 км - ни одного населенного пункта, ничто не напоминает о том, что где-то есть люди, жизнь. А ведь край этот, если привести его в порядок, открыть, например, пусть небольшие придорожные кафе, мотели, мог бы стать для туристов настоящей Меккой.
Несомненным героем экспедиции стал Сергей Прудников, водитель такси из популярной питерской таксомоторной компании. Именно он готовил машину к перегону и более месяца практически без замен вел ее по российским дорогам. Пройдено за это время 12 770 км. Ушло на весь путь 2100 л бензина. Потрачено на топливо 80 тыс. рублей.
Сергей, сколько раз вам приходилось чинить машину в дороге?
Сергей Прудников: Ни разу! А вот колеса менять пришлось. На одном участке за Якутском использовали одну за другой все три имевшиеся у нас "запаски".
Сколько времени смогли продержаться за рулем без сна?
Сергей Прудников: На одном из перегонов провел за рулем 46 часов с короткими, по 10 минут, передышками.
Этот пробег для вас не первый?
Сергей Прудников: Да, 5 лет назад мы уже ездили с товарищем из Петербурга во Владивосток. На этом же джипе. Уложились в 10 суток. Но там остановок было мало и трасса на порядок качественней. Колымская же "федералка" это в основном грунтовка, местами выложенная скальником, то есть осколками скальной породы. Отсюда и частные проколы шин. Но места намного красивее.