10.08.2016 19:26
    Поделиться

    День города обеспечит стартовый капитал для микробизнеса

    Городской праздник может стать стартовой площадкой для создания бизнеса
    На Урале проходят Дни городов. Атмосфера праздника склоняет горожан к тратам, подчас неумеренным, и этим пользуется мелкий бизнес, вооруженный девизом: "В наценке не стесняйся!".

    По данным администрации Екатеринбурга, в прошлом году поставлен рекорд - День города посетили 600 тысяч человек. Согласно опросу интернет-портала, средние расходы посетителей составили 1260 рублей на человека. Понятно, что выборка не репрезентативная, однако она дает возможность хотя бы приблизительно оценить оборот бизнеса в этот день - более 700 миллионов рублей, в десятки раз больше бюджетных трат.

    На протяжении ряда лет муниципальные контракты на организацию главного городского шоу выигрывала одна и та же профильная компания, за что мэрию частенько критиковали. В этом году 23,95 миллиона рублей за проведение 25 "именинных" мероприятий получил индивидуальный предприниматель Дмитрий Панькин. Еще более миллиона потрачено на шоу духовых оркестров.

    К слову, бюджет праздников в других крупных городах УрФО значительно меньше: так, Тюмень потратит 10 миллионов рублей, Салехард - около четырех, Челябинск - 1,3, в Кургане - и того меньше. Но это только расходы казны: понятно, что львиная доля трат ложится на плечи спонсоров.

    Список расходов посетителей праздника традиционен. Самая крупная статья - пища телесная: примерно половину праздничного бюджета горожане съедают и выпивают. Хотя центр Екатеринбурга традиционно объявляется зоной "сухого закона", каждый десятый рубль тратят на запас алкоголя.

    Праздник позволяет заведениям общепита, расположенным в стратегических местах, увеличить дневную выручку более чем в два раза

    По оценке муниципального комитета по товарному рынку, праздник позволяет заведениям общепита, расположенным в стратегических местах, увеличить дневную выручку более чем в два раза. Как правило, заведения не практикуют специальные цены, когда за посадочными местами выстраивается очередь.

    - Мы не собираемся повышать цены, рассчитываем на оборот: лучше поставим дополнительные столики, сколько войдет, - говорит директор кафе в центре Екатеринбурга. - Да, заработаем в этот день больше, чем обычно, но за праздничными выходными придет грустный понедельник, когда выручка падает до 20 процентов от среднедневной.

    Зато не стесняется с наценкой уличная торговля. Напитки на улице примерно в полтора раза дороже, чем в кафе. А, скажем, такой товар, как воздушные шарики, продают за 300-400 процентов себестоимости (для сведения: оптовая цена самых вычурных фольгированных шаров - от 80 рублей, 40-литровый баллон с гелием стоит от 4200 рублей, газа хватает на 500 шариков). Иногда сверхприбыль продавцов шаров, которые едва не улетают в небо, как их коллега из сказки про трех толстяков, становится хорошим стартовым капиталом.

    - Очень люблю этот праздник. Я сама начинала с торговли на улице: в День города и День молодежи продавала в парках карнавальные принадлежности, шары. Легализовалась по разовому талону, потом купила патент, - рассказывает Елена, владелица небольшого магазина игрушек в ТЦ Екатеринбурга. - Выручка - хоть и разовая, но хорошая, - позволила сделать первоначальные вложения в стационарный бизнес.

    Еще одна статья расходов гостей праздника - сувениры. Наиболее интересные предложения встречаются на ярмарке народных художественных ремесел.

    - В этом году к нам приезжают мастера со всего Урала, - рассказывает директор центра "Гамаюн" Наталья Чиркунова. - Большинство участвует в проекте не впервые, например, мастер из Кургана Наталья Шихалева со своими шалями или резчик по дереву Олег Пономарев из Полевского. Надо понимать, что этот проект не столько коммерческий, сколько научно-просветительский. Мы знакомим земляков с традиционным русским бытом.

    - Нет никакой финансовой составляющей, - подтверждает мастер художественного текстиля Елена Круглова. - День города - это народное гулянье, рассчитывать на продажи не приходится: посетители не столько покупают, сколько фотографируют. У нас другой интерес, можно сказать, рекламного характера: мы знакомим горожан с нашим коллективом, кто-то заинтересуется, придет на наши мастер-классы.

    Поделиться