11.08.2016 20:45
    Поделиться

    Алексей Свет: Медицину нельзя выучить по книжкам

    Возрождение университетских клиник - путь к тому, чтобы любой человек, независимо от того, где он живет, какого он возраста, мог получить современную медицинскую помощь в полном объеме. В этом убеждены собеседники обозревателя "РГ" - заведующий кафедрой профилактической и неотложной кардиологии Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова профессор Абрам Сыркин и главный врач Первой Градской больницы Москвы Алексей Свет.

    Всегда была тяга лечиться в клинической больнице, в университетской клинике. В таких клиниках предполагалась не только современная материальная база, более комфортные условия. Здесь априори трудились лучшие специалисты?

    Алексей Свет: Термин "клиническая больница" появился в 30-х годах ХХ века. В то время крупные больницы Москвы стали базами кафедр двух медицинских московских вузов.

    Абрам Сыркин: В чем отличие нового этапа клинических больниц, университетских клиник? Раньше все-таки больничный коллектив и кафедральный коллектив даже при самых хороших отношениях всегда были двумя коллективами, каждый со своими интересами. А сейчас это все более глубокое взаимное проникновение. Заведующие отделениями, ведущие специалисты отделения становятся сотрудниками кафедр. И наоборот, сотрудники кафедр становятся сотрудниками больничных коллективов, занимая в них то или иное положение. Особенно важным мне представляется то, что это начинает касаться и администрации.

    В этом отношении для меня пример Первой Градской больницы особенно привлекателен. Кто главный врач Первой Градской? Алексей Викторович Свет, который не просто выходец из Сеченовского университета. Он остается клиницистом, он остается доцентом кафедры профилактической и неотложной кардиологии нашего вуза. И вот это, на мой взгляд, абсолютное сращение городской больницы и университетской клиники и университетской кафедры. И это - мы уже видим - дает лучшие результаты. Качество лечения на порядок выше.

    Первая Градская долгие годы была клинической базой кафедр Второго мединститута. Теперь здесь и кафедры Сеченовского университета. Кто выбирает: какой вуз в какой больнице?

    Алексей Свет: Выбирает главный врач больницы вместе с Департаментом здравоохранения Москвы, ректором университета. Никакого навязывания нет. Все вместе. Решают люди, которым не безразлична медицина, медицинское образование. Это главное. Хорошая клиника, конечно же, должна помогать городскому здравоохранению. У нас сейчас университетская клиника Первого Меда, две университетские клиники Второго Меда. Будет еще третья клиника этого вуза.

    Это все о городах, в которых есть медвузы. А на периферии, где нет такого вуза? Как им быть?

    Абрам Сыркин: Много езжу по России, потому что у нас работают школы Российского кардиологического общества и Общества специалистов по неотложной кардиологии. Приходится видеть больницы и лечебные центры разного уровня. Конечно, если в городе есть медицинский вуз, все значительно проще. Но опыт показывает: там, где хотят работать на современном уровне даже в отсутствии медицинского вуза, могут полностью использовать новейшую информацию по всем средствам на сегодняшний день.

    Для оказания реальной помощи можно организовать приезд лучших специалистов. Да, пока такое далеко не везде, пока приходится наблюдать большую мозаичность региональной медицины, регионального здравоохранения. Но утверждаю: там, где проблемы службы здоровья находят понимание глав администраций регионов, там, где губернаторы видят в этом одну из своих главных задач, там достойный уровень медицины и хорошие специалисты.

    У вас есть примеры?

    Абрам Сыркин: Конечно! Аритмологическая служба в Новосибирске, кардиохирургия в Краснодаре. Это центры, в которые едут со всей России. Понятие "провинция" для них просто смешно: они ни в чем не уступают любой столичной клинике.

    Алексей Свет: В Новосибирске многому научиться можно...

    Абрам Сыркин: Доктор Свет сотрудницу Первой Градской только что посылал в Новосибирск на два месяца учиться.

    Алексей Свет: Нет медицины московской и провинциальной. Есть медицина правильная и неправильная. Медицину нельзя выучить по книжкам. И задача университетской клиники сделать медицину правильной. Я вспоминаю ту школу факультетской терапевтической клиники, клиники кардиологии и кафедры, где я имею честь быть доцентом. Понимаете, когда мы интернами и ординаторами здесь жили, в прямом смысле этого слова, просто жили в клиниках: у нас было по 10-12 дежурств. Не думали о деньгах. Нужно было научиться профессии. И многие из тех, кто тогда буквально жил в клиниках, занимают сегодня ведущие посты в службе здоровья.

    Это время ушло.

    Алексей Свет: Ничего подобного! Когда смотрю сейчас на молодых... Не ушло.

    Первая Градская, клиники Университета имени Сеченова... Куда мне со своими проблемами здоровья пойти? Как выбрать?

    Алексей Свет: Куда обратиться? Смотря с чем. Плохо с сердцем? "Скорая" за 17 минут привезет к нам, в сосудистый центр Первой Градской. Здесь вас встретит доцент кафедры профилактической и неотложной кардиологии Первого Меда Анна Евгеньевна Удовиченко и проведет вам стентирование и пластику коронарных артерий. А утром к вам придет профессор этой кафедры Михаил Юрьевич Гиляров. Заведующий кафедрой Абрам Львович Сыркин проводит в больнице клинические обходы.

    Кто за все это платит деньги?

    Алексей Свет: Деньги врачу клиники платит больница. В Первой Градской все сотрудники кафедры имеют свои четверть или полставки. В Первой Градской один из лучших специалистов-профессионалов будет, конечно, получать достойные деньги. Деньги берутся из фонда обязательного медицинского страхования. При этом доценты и профессора получают еще зарплату в Университете имени Сеченова. Хорошо устроились? Но они вкалывают за эти деньги, понимаете?

    Первой Градской и ее пациентам повезло. Но это, так сказать, частный случай. А по стране?

    Алексей Свет: Если каждый в своем частном случае будет делать все правильно и будет двадцать таких частных случаев, то это уже направление. Главное, чтобы каждый своим делом занимался. Великий клиницист, терапевт Владимир Никитич Виноградов всегда внушал своим ученикам, что надо учить, лечить и сострадать. Владимир Никитич любил своих больных. И все ученики его школы - Абрам Львович Сыркин - один из них - умеют не только учить и лечить, но и сострадать. И в этом их сила. Те доценты и профессора, которые у него сейчас работают, вышли в практическую повседневную медицину. И повседневная медицина обретает свой знак качества.

    Вопреки всему, гуманизм российской медицины удается сохранить даже в наше достаточно циничное время. Во главу угла становится медицина, а здравоохранение ей помогает. Именно так должно быть: не медицина для здравоохранения, а здравоохранение для медицины.

    Поделиться