Этой идиллии приходит конец, когда приходит трагическое известие - жена Бена и мать детей Лесли (Трин Миллер) после долгой борьбы с обсессивно-компульсивным расстройством наложила на себя руки. Бену со всем выводком надо погрузиться в трейлер и ехать через всю страну (а дети не знают, что такое "Макдоналдс" и прочие реалии современности) в дом тестя (Фрэнк Ланджелла). Тот не одобряет образ жизни зятя и внуков, и хочет похоронить дочь, как принято, вопреки ее завещанию (кремировать и выбросить прах).
Премьера "Капитана Фантастик" состоялась на Каннском кинофестивале, где фильм был тепло встречен публикой и получил приз за лучшую режиссуру. Это типичная американская инди-комедия, произведение в духе даже не фильмов Уэса Андерсона и Александра Пэйна, на которые "Капитан Фантастик" страшно хочет походить, а куда более мелкотравчатой картины "Маленькая мисс Счастье". Первый акт - довольно смешное роуд-муви - высмеивает все клише, связанные с "сытым средним классом". Обыватели скучны, чванливы. Дикари, попавшие в этот мир, дают им фору во всем, и в чистоте помыслов. Росс не слишком убедительно выстраивает историю, сталкивая характеры отца Лесли и зятя Бена: один за то, чтобы дети воспитывались по старинке, второй несгибаем в своих убеждениях. Конструкция искусственна (будто у детей нет других вариантов: либо "лесные братья" имени Хомского, либо "белые воротнички" на службе мирового империализма) - а потому и смотришь, не сопереживая никому, лишь раздражаясь.
В финале Росс готовит зрителю до тошноты умилительный хеппи-энд. Кино выходит милое и обаятельное при всей декларируемой протестности. И оставляет ощущение, что "Капитан Фантастик" страдает той самой болезнью как бы "независимого" американского кино, которое на самом деле - давно уже часть студийной системы. Оно якобы смелее Большого Голливуда. В нем вроде бы фронда, которой не увидишь в блокбастерах. На деле же эти смелость и "левизна" - лицемерны, как упаковка, как элемент имиджа, как обман зрения.