BIM - это способ совместной работы, включающий цифровые технологии, позволяющий сделать более эффективными методы проектирования, создания и управления активами. BIM включает базу данных и компьютерную 3D модель, которая может быть использована на протяжении всего жизненного цикла здания. По существу - это способ выстроить эффективную работу по проектированию, управлению строительством и управлению зданием.
Само понятие BIM впервые появилось в журнале The American Institute of Architects в 1975 г. К середине 1980-х разработкой информационных моделей занимались многие западные специалисты и некоторые советские инженеры и проектировщики. С появлением нового поколения компьютеров и программного обеспечения в середине 1990-х BIM начинает завоевывать Европу и Америку. В 2012 году уровень внедрения BIM в США достигает 70 процентов от всех реализуемых проектов, в Великобритании - 40.
В нашей стране с применением BIM-технологий полностью пока не построено ни одного здания. Хотя сейчас в России насчитывается около двух десятков компаний, так или иначе связанных с информационным моделированием зданий. Это, прежде всего, проектные бюро и поставщики ПО. Есть и единичные девелоперские компании, использующие отдельные элементы BIM на этапе проектирования или составления сметы.
Ольга Штода, директор по управлению BlackStone Keeping Company уверяет, что использование BIM-технологий в строительстве позволяет оптимизировать весь процесс проектирования и возведения здания, минимизировать вероятность возникновения строительных ошибок и сократить затраты на проектирование и строительство до 20 процентов. Для застройщика это весьма значительная сумма, а подобная экономия, безусловно, влияет и на стоимость квадратного метра, поэтому нововведение поддержал минстрой России. Активное внедрение BIM должно начаться уже в этом году, это требование закреплено в приказе минстроя России N 926/пр от 29 декабря 2014 года.
Однако переход на BIM - процесс дорогой и долгий. Например, инвестиции в программное обеспечение, в обучение сотрудников проектного бюро среднего размера составляют 20-30 миллионов рублей. Причем эти расходы не удастся переложить на заказчика, у которого нет потребности получать именно информационную модель здания, а не только стандартный пакет рабочей документации. Поэтому реально об окупаемости внедрения BIM можно говорить, только если ее будет внедрять компания полного цикла.
Многие воспринимают BIM как некую волшебную кнопку, нажатие на которую само генерирует готовые проекты. Это не так. Овладеть этим процессом непросто. Да и адаптация компьютерных программ под российские реалии - процесс долгий. Например, "западные" программы скорее всего не будут содержать информацию о российских строительных материалах. И ее придется вводить вручную. Немало сложностей ждет проектировщиков и при попытке ввести в программу российские диаметры труб, фитингов и пр. Иными словами, на первых этапах перехода к BIM проектировщики могут столкнуться с трудностями, преодоление которых потребует значительного времени.
Заранее "отладить" программу нереально. Тренироваться надо на реальном проекте. При этом сложно вообразить заказчика, который будет ждать, когда проектировщик разберется с ПО. Поэтому проект должен быть свой. Только девелопер полного цикла может по-настоящему внедрить технологии BIM, ибо будет знать, что упущенное время, понадобившееся на разработку проектной документации, можно будет нагнать на следующих этапах реализации проекта.
Если минстрой РФ утвердит свод правил BIM, в этой области появятся свои стандарты. Но поможет ли это переходу на упомянутые технологии? Юрий Неманежин, управляющий партнер группы компаний GRAVION GROUP, считает, что одних стандартов или СНИПов здесь недостаточно. Государство могло бы способствовать внедрению BIM-технологий, например, определив упрощенную процедуру получения разрешительной документации для проектов, разработанных с использованием BIM. Или сократив время выдачи разрешений. Такая поддержка государства, кроме всего прочего, дала бы отрасли сигнал, что нужно двигаться именно в этом направлении.
BIM позволяет прорабатывать проект наиболее детальным образом, существенно снижает число ошибок в сметной документации и позволяет лучше контролировать ход строительства. То есть максимально снижает роль "человеческого фактора". "Чем лучше проработан проект, тем меньше может быть "случайностей", которые приведут к недострою, обманутым дольщикам и другой головной боли, которая ляжет на местные власти. Особенно это актуально для регионов, - рассказывает Неманежин. - К тому же наличие проекта, сделанного по BIM-технологии, показывает серьезность застройщика, что тоже является своего рода страховкой от недостроя".
Кроме поддержки государства, нужна также серьезная пропаганда BIM - как "знака качества" проекта для конечных потребителей. Ведь одна из целей информационного моделирования - это более эффективное управление уже готовым зданием, что, безусловно, означает весьма комфортную среду проживания. Даже непрофессионалам можно объяснить, в чем преимущество здания, спроектированного и построенного с применением BIM-технологии. Государство сегодня неоднократно демонстрировало свою готовность поддержать строительную отрасль как драйвер развития экономики. Было бы неплохо, если бы оно поддержало и переход на современные технологии проектирования и управления.
Кстати
В середине июля 2016 г. в Минстрое России прошло совещание, на котором министр Михаил Мень заявил: "Мы, как регулятор строительной отрасли, должны создать условия для применения BIM-технологий на практике. Пока в России BIM-технологии применяются лишь в единичных проектах по собственной инициативе отдельных проектировочных компаний в крупных городах, тогда как в мире это повсеместная практика".