11.08.2016 12:00
    Поделиться

    Названа главная проблема рынка строительной техники

    Из-за существенного сокращения инфраструктурных проектов, недостатка финансирования и девальвации национальной валюты рынок строительной техники в 2016 году продолжает снижаться, хотя уже и не такими темпами, как раньше. В этой ситуации наиболее востребованной становится подержанная техника, спрос на которую вырос, отмечают специалисты отрасли.

    Основная проблема снижения рынка заключается в отсутствии финансирования строительной отрасли. Без серьезных структурных изменений экономической модели и возобновления доступа российских компаний на европейские рынки капитала перспективы развития не совсем радужные, уверен директор по развитию JCB в России Сергей Харитонов. Те проекты, которые еще можно считать "живыми", не обеспечивают нормальной загрузки производственных мощностей, поэтому снижение производства неизбежно. "Учитывая такой рыночный тренд, сегодня мы предлагаем б/у технику с гарантией, трейд-ин и даже лизинг на подержанную технику от JCB Finance", - рассказал он.

    В то же время руководитель бизнес-дивизиона Россия и СНГ, Hitachi Construction Machinery Исии Соносукэ уверен, что ситуация на рынке спецтехники своего дна уже достигла. По его мнению, сегодня серьезное влияние на рынок оказывают цены на нефть, однако в случае их закрепления на уровне 45-50 долларов и стабилизации рубля можно оптимистично смотреть на дальнейшее развитие ситуации и ожидать постепенного восстановления отрасли. Кроме того, улучшение конъюнктуры рынка связано с реализацией проектов в сфере инфраструктурного строительства. "За последние два года мы отмечаем падение спроса на спецтехнику около 70-80 процентов в зависимости от класса. Если раньше среди покупателей техники встречались даже частные клиенты, реализующие мелкие проекты, то сейчас основной спрос идет от крупных компаний с государственным финансированием для участия в стратегически важных проектах в рамках страны: строительство нефте- и газопроводов, крупных инфраструктурных проектов", - отметил И. Соносукэ.

    Однако для дальнейшего развития рынок специального машиностроения нуждается в законодательной поддержке, в частности, поддержке иностранных инвесторов, открывших в России заводы по производству. Так, например, в 2013 году компания Hitachi Construction Machinery запустила в Тверской области завод по производству гидравлических экскаваторов проектной мощностью 2000 машин в год. "Сделав эту крупную инвестицию, мы хотим развивать здесь производство, быть ближе к нашим клиентам, предлагать продукцию мирового качества по конкурентоспособной цене. Мы стараемся максимально использовать местные комплектующие, расширяем перечень технологических операций, стараемся развивать местное производство, например, начали экспорт экскаваторов, произведенных в России, в страны СНГ, а также стали экспортировать стрелы на европейский завод в Нидерландах. Однако нам будет сложно двигаться вперед без законодательной поддержки", - рассказал представитель Hitachi.

    Пока что иностранные инвесторы сталкиваются с рядом ограничительных мер, в том числе со сложностью в получении статуса отечественного производителя. Впрочем, и отечественные компании испытывают на себе значительные проблемы выживания в период кризиса. Например, рост цен на металл в первом полугодии в среднем составил 40 процентов, что в конечном итоге мешает производителям дорожной строительной техники (ДСТ) планировать конечную цену продукции. Кроме того, отмечается недостаточный уровень взаимодействия между закупщиками и производителем, в частности, отсутствие планов закупки и переоснащения у основного заказчика - Росавтодора, что в свою очередь мешает планировать объемы выпуска.

    Между тем, по данным вице-президента, члена Правления СРО НП "СПЕЦАВТОПРОМ" Юрия Шемчишина, сегодня парк дорожно-эксплуатационной техники предприятий, выполняющих работы по содержанию дорог федерального значения, характеризуется низким уровнем технической оснащенности - 48 процентов от нормативной потребности. Достаточно высок уровень физического износа работающей техники - 75 процентов. В федеральных дорожных эксплуатационных предприятиях и предприятиях иных форм собственности списанию из-за сверхнормативного износа подлежат 40 и 35 процентов техники соответственно. При этом их потребность оценивается в 12,6 миллиарда рублей - это около 10,5 тысячи единиц техники. При этом прогноз выпуска новой строительной техники на 2016 год не превышает 580 штук. И только к 2021 году согласно прогнозам по самым оптимистичным сценариям развития выпуск может составить чуть больше полутора тысяч единиц. Напомним, что пик выпуска строительной спецтехники пришелся на 2013 год, когда было продано 2,28 тысячи штук.

    "Сегодня проблема в том, что нас не устраивают те темпы дорожного строительства, которые сложились. У нас есть приоритетные направления. Но для такой огромной страны этого далеко не достаточно. В отрасли ожидания совершенно другие, чем то, что мы получаем сейчас", - констатирует Сергей Тен, зампред Комитета ГД по транспорту. Очевидно, что чем больше у нас будет инфраструктурных проектов, тем больше будет спрос на стройтехнику, а единственная возможность для развития - это инвестиции в развитие инфраструктурных проектов.

    Поделиться