Напомню, первый автобусный маршрут в столице открылся 8 августа 1924 года. Автобусы ездили от Каланчевской (Комсомольской) площади до Александровского вокзала (ныне Белорусского). Сегодня в столице работают уже около 650 автобусных маршрутов, по которым перевозят москвичей и гостей столицы более шести тысяч автобусов. Ежедневно ими пользуются около 4 миллионов пассажиров. Москвичи могут гордиться: автобусный парк Москвы сейчас не только самый молодой в Европе, но и очень комфортный. Большая часть автобусов - низкопольные, с кондиционерами и удобными креслами. С осени они станут еще и более безопасными, так как департамент транспорта пообещал оснастить автобусы электронными датчиками, которые будут контролировать состояние здоровья водителей. В режиме реального времени они зафиксируют данные о пульсе и давлении человека за рулем. И если он почувствует себя плохо, то информация об этом сразу поступит на пульт дежурного. Делаться это будет пока в порядке эксперимента. Если он оправдает себя, то такими датчиками будет оснащен весь городской транспорт.
В XX веке о таких, наверное, и не мечтали. Как выглядел самый первый московский автобус - английского производства фирмы Leyland, те, кто придет на парад, к сожалению, не увидят - они не сохранились. Тем не менее 20 раритетных образцов снова прошествуют по улицам столицы. Среди них "изюминки" экспозиции - небольшой и тесный, всего на 22 места, "ЗиС-8", выпускавшийся на Московском автомобильном заводе им. Сталина в 1934-1936 годах, и его собрат - "ЗиС-154", который пошел в серию уже после войны и стал уже на 60 пассажиров. До того как превратиться в экспонат, этот экземпляр долгое время использовался в качестве душевой на одной из подмосковных дач. Встанут в строй и старенькие "Икарусы" с "гармошкой" и "ЗиЛы". Ну и, конечно, "ЛиАЗы", которые служили городу вплоть до 2004 года. Желтые, полукруглые, как их только не называли! Самое безобидное прозвище - луноход. Но были и другие - "Скотовоз", "Сарай". Это, наверное, за тесноту и жару в их салоне летом и холод - зимой.
Автобусное же "дефиле" уложится в 45 минут - техника выйдет в город из Филевского автобусно-троллейбусного парка в 11.15, а уже в 12.00 финиширует на Фрунзенской набережной - сюда ретропарад переехал в связи с благоустройством проспекта Сахарова, где проходил он в предыдущие годы.
В прошлом году парад собрал более 40 тысяч человек. В предстоящую субботу будет еще больше, говорят в "Мосгортрансе". Поэтому нужно быть готовым к очередям. Впрочем, выставка ретротранспорта - не единственное, чем привлекает горожан автобусный праздник. Каждый год организаторы готовят насыщенную развлекательную программу, в том числе и для маленьких москвичей. В этот раз гостей будут встречать артисты в костюмах разных эпох, а на сцене выступят музыкальные и творческие коллективы. Рядом будут работать художники по аквагриму и аниматоры, которые проведут для детей подвижные игры и конкурсы и попробуют вместе с ними собрать и раскрасить картонные макеты разных автобусов.
В связи с проведением ретропарада автобусов для автомобилей закроют участок Фрунзенской набережной - от Новокрымского проезда до улицы Тимура Фрунзе, а также часть Крымского проезда - от Крымской эстакады до Фрунзенской набережной. Ограничения начнут действовать с 23.00 пятницы и продлятся до 18.00 вечера субботы.