11.08.2016 10:21
    Поделиться

    Жители Орла стали жаловаться в два раза чаще

    В Орле за год почти вдвое выросло количество жалоб, с которыми горожане обращаются в различные ведомства. Что волнует граждан и как удовлетворяются их просьбы, выяснял корреспондент "РГ".

    "На деревню дедушке"

    В администрации Орла затруднились сказать, стало ли жалоб больше из-за растущей гражданской активности или по каким-то другим причинам. Однако факт - в первом полугодии поступило свыше 37,6 тысячи обращений, в том числе более 27,5 тысячи - по телефону. Письменно пожаловались 5,6 тысячи раз, остальное высказали на личных приемах.

    - Самая "горячая" - тема ЖКХ, - уточняет начальник городского управления документационной работы Николай Прокофьев. - В текущем году поступило 299 коллективных обращений (в 2015-м их было 185), и в основном они связаны именно с решением коммунальных проблем.

    Жалуются на состояние дорог, тротуаров и дворов, уборку улиц и работу ливневой канализации. Последняя вызывает шквал критики после каждого ливня. Лишь четверть письменных обращений в мэрии были рассмотрены с резолюцией "поддержано". С учетом устных обращений процент ниже - около 22. Во многом потому, что жалуются не туда. Так, горожане часто критикуют управляющие компании (УК). Но чиновникам запрещено вмешиваться в их деятельность. Не могут они приказать УК покрасить стены или отремонтировать крышу. Жаловаться надо в жилинспекцию или в Роспотребнадзор. Обращение не по адресу вынуждает побегать по инстанциям. Раз заявление поступило, его обязаны зарегистрировать и переправить правильному адресату.

    - Наиболее эффективно проведение личного приема, - считает Николай Прокофьев. - Оно дает возможность из первых уст получить ответы на свои вопросы, а должностные лица могут оказать помощь в более короткие сроки.

    Работу с обращениями регулирует федеральный закон. Он предусматривает наказание за нарушение сроков (ответ обязаны дать в течение 30 дней с момента регистрации заявления) и за "отписки". Как правило, нарушителей штрафуют на 5 тысяч рублей - минимальная санкция. В каждом ведомстве ведут строгий учет заявлений и их анализ.

    Существует Типовой общероссийский тематический классификатор обращений граждан. Он содержит пять основных разделов: "ЖКХ", "Экономика", "Социальная сфера", "Государство, общество, политика" и "Оборона и безопасность". По ним и классифицируют жалобы. Кстати, для чиновников ежегодно проводят правовые курсы и семинары. Были бы полезны они и для граждан.

    Права и обязанности

    Многие сразу несут жалобу в прокуратуру, и это не совсем верно. Она не вправе вмешиваться в компетенцию других госорганов и в деятельность предприятий. Ей запрещено подменять контролирующие органы, которые проводят собственные проверки. Поэтому большой процент жалоб, поступивших не по компетенции, переправляют в другие ведомства.

    - Существует множество органов, в полномочия которых входит решение того или иного вопроса, - поясняет зампрокурора Орловской области Дмитрий Седухин. - Так, вопросы нарушения трудовых прав должны разрешаться трудовой инспекцией, предоставления жилья - местными органами власти, нарушения в сфере ЖКХ - жилинспекцией и так далее. Действие или бездействие этих органов может быть обжаловано в прокуратуру.

    В первом полугодии после обращений граждан около 200 должностных лиц оштрафованы за долги по зарплате

    Предприниматель вправе написать заявление на инспектора, который мешает его бизнесу. А на шумного соседа жаловаться в прокуратуру не стоит. Сообщение о преступлении переправят в полицию или СК. Но жалобу на следователя, отказавшегося возбудить дело или затягивающего расследование, написать можно. Поданное в правомочный орган заявление является залогом скорейшего разрешения проблемы.

    - Количество поступающих к нам обращений не уменьшается, - продолжает Дмитрий Седухин. - С одной стороны, это говорит о возросшей социальной активности. С другой - свидетельствует о негативных явлениях в деятельности органов исполнительной власти, правоохранительных органов и органов контроля, которые допускают бездействие и игнорируют обращения граждан.

    Личный прием в прокуратуре проводят ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Обратиться можно через сайт ведомства. С этого года прокурор области Иван Полуэктов проводит приемы и по скайпу. Ежемесячно в райцентры выезжает мобильная приемная.

    Прокуратура вправе защищать имущественные права граждан вплоть до обращения в суд. Но должна быть уважительная причина: серьезное заболевание или инвалидность, преклонный или несовершеннолетний возраст заявителя. Так, прокуроры отсуживают у чиновников жилье для детей-сирот и ветеранов ВОВ, бесплатные лекарства для льготников. Попутно привлекают к ответственности виновных.

    Особняком стоят иски о взыскании зарплаты. В первом полугодии прокуратура направила в суды около 700 таких заявлений и отсудила для работников почти 16 миллионов рублей. Уже около 200 должностных лиц оштрафованы и наказаны выговорами за долги по зарплате. А директора одного из предприятий дисквалифицировали, запретив ему руководить.

    На что жалуемся?

    Одна из общественных приемных в Орле держится на энтузиазме активистов из "Объединения потребителей России" и "Центра "ЖКХ Контроль". Не будь ее, на мэрию обрушилось бы еще больше жалоб. Она проконсультировала 219 человек. Немало, учитывая, что прием ведется раз в неделю.

    - Появились новые жалобы, которые раньше не встречались, - отмечает активист Рафаил Исламгазин. - Некоторые самовольно оборудуют кладовки на лестничных площадках, что не нравится соседям. А еще горожанам стали навязывать плату за обслуживание газового оборудования, хотя она включена в тариф на содержание и ремонт общего имущества.

    Созданная им "Школа жилищного просвещения" является единственным местом, где бесплатно обучают тому, куда и в каких случаях следует обращаться, как правильно составить заявление, претензию. Ликбез, правда, касается лишь ЖКХ. Зато нередко в роли учителей выступают сотрудники Роспотребнадзора, Фонда капремонта и мэрии. Опыт похвальный, но не востребованный.

    - Мы давно предлагаем сотрудничество жилинспекции и органам муниципального жилищного контроля, - говорит Рафаил Исламгазин. - Оно может выражаться в совместном проведении просветительских семинаров, участии в работе комиссий по проверке исполнения Жилищного кодекса, в отстаивании интересов жителей в судах. Увы, предложения отклика не нашли.

    Ситуация не улучшится без правового просвещения. Люди так и будут метаться из кабинета в кабинет. Во многих ведомствах говорят, что их работникам физически все труднее качественно справляться с растущим потоком обращений. Видимо, расти будет и количество формальных проверок и "отписок", и понятно, что небольшими штрафами для чиновников проблему не решить.

    Справка "РГ"

    Сроки рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры:

    - Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

    - Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок.

    - Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы разрешается не позднее 30 дней со дня его регистрации или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

    - Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня регистрации обращения.

    - Материалы, запрошенные Уполномоченным по правам человека в РФ, направляются ему не позднее 15 дней со дня регистрации запроса, если в запросе не установлен иной срок.

    Поделиться