11.08.2016 07:13
    Поделиться

    В Приморье закрыли привлекающую птиц свалку рядом с аэропортом

    Многолетняя борьба международного аэропорта Владивосток (МАВ) с компанией по вывозу мусора, похоже, подошла к финалу.

    А бились они из-за свалки на окраине города Артема, точнее - из-за птиц, обильно кормившихся на горах отходов. Еще в мае 2011-го руководство ОАО "МАВ" направило в администрацию Артемовского городского округа письмо, настаивая на сносе мусорного полигона. Дело в том, что по Правилам использования воздушного пространства РФ на приаэродромной территории запрещается размещать фермы, скотобойни, складировать отходы, поскольку это может привлекать пернатых. При-аэродромная территория немаленькая: на полосах воздушных подходов - не менее 30 километров, а вне их - не менее 15 километров от контрольной точки порта.

    Злополучный полигон ТБО, организованный и в настоящее время обслуживаемый компанией "Старт-1", находится всего в семи километрах от взлетно-посадочной полосы, что, по словам заместителя Дальневосточного транспортного прокурора Михаила Степчука, нарушает безопасность полетов и способствует перелету птиц в районе аэропорта Кневичи.

    - 90 процентов всех авиапроисшествий с птицами происходит при полетах именно в районе аэродромов и на малых высотах. Удар даже небольшой птицы об элементы конструкции самолета часто сравнивают с выстрелом пушки, - объясняет заслуженный летчик гражданской авиации РФ Вадим Мамаев.

    Таких "выстрелов", по информации инженера аэродромной службы по орнитологической безопасности МАВ Юрия Остапенко, только в 2012 году было 11.

    90 процентов всех авиапроисшествий с птицами происходит при полетах в районе аэродромов

    - Два из этих происшествий повлекли остановку двигателей при взлете и аварийную посадку "бортов", а в последующем - материальные затраты аэропорта на ремонт судов, - отмечает специалист. - В прошлом году произошло столкновение двух самолетов с пролетающими по воздушному пути пернатыми.

    Чтобы оценить масштаб угрозы и доказать ее реальность, администрация аэропорта взялась за подсчет птиц. Сотрудники лаборатории орнитологии Биолого-почвенного института ДВО РАН провели наблюдения. По их данным, на высоте до 150 метров опасность для самолетов представляют воробьинообразные, чайки, голуби и хищные птицы, больше 150 метров - водоплавающие и все те же чайки. Особенно плотно небо "прикрыто" осенью, когда на стаи желающих подкормиться на помойке накладываются мигрирующие караваны. Так, в 2013-м пик птичьей активности пришелся на 3 октября, когда за три утренних часа близ Кневичей пролетело 11800 птиц, или в среднем 3730 особей в час. В 2014-м рекорд был 6 октября: около 40000 пернатых, или 9420 в час.

    Приморская транспортная прокуратура выявляла нарушения требований законодательства о безопасности воздушных полетов в феврале 2013 года, в июне 2014-го, вносила представления об их устранении. Но признанная незаконной свалка действовала как ни в чем не бывало. Более того, администрация Артема продлила договор аренды земельного участка под мусорной площадкой до апреля 2025 года.

    В сентябре прошлого года дело дошло до суда. Он в полном объеме удовлетворил требования прокуратуры прекратить работу временного полигона хранения твердых бытовых отходов. Правда, на исполнение этого постановления ушло почти девять месяцев.

    Но, как водится, решение одной проблемы рождает новую. Других городских свалок в Артеме нет. Ближайшие площадки для утилизации мусора - полигоны Владивостока и поселка Мирный. Как сообщили в администрации городского округа, размер свалки в Мирном незначителен и там не могут принять "чужие" ТБО. Остается Владивосток. Стоимость утилизации мусора в краевом центре выше расценок, действовавших в Артеме, к тому же увеличиваются расходы на перевозку. Власти подсчитали, что тариф на вывоз и захоронение коммунальных отходов вырастет для жильцов многоквартирных домов на 67 процентов.

    Справка "РГ"

    Большинство столкновений птиц с самолетами (около 65 процентов) причиняют воздушному судну незначительный ущерб. Аварии и катастрофы по этой причине редки: в среднем приходится около одного несчастного случая с человеческими жертвами на один миллиард летных часов. Серьезные происшествия возможны при попадании птиц в остекление кабины и в двигатель. По данным Отраслевой группы авиационной орнитологии (ОГАО), 40-49 процентов попаданий птиц приходится на двигатели, 19-33 - на крылья, 7-16 процентов - на лобовое стекло.

    А как у соседей

    Государственная экологическая инспекция Камчатского края на днях распространила информацию о скоплении птиц, которое может отразиться на авиасообщении. "Земельный участок, расположенный на 24-м километре трассы Петропавловск-Камчатский - Елизово в 2,5 километрах от аэропорта, находится в ведении минобороны. На нем скапливаются отходы, которые привлекают большое количество птиц, что может угрожать безопасности полетов", - говорится в сообщении. Причем есть решение суда города Хабаровска о возложении обязанности по ликвидации свалки на Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ. По словам руководителя инспекции Валерия Симакова, в прошлом году на этом участке подразделение Спецстроя России убрало 40 тонн мусора. Однако в ходе июльского рейда установлено, что на данной территории находится порядка 300 кубометров отходов общим весом 75 тонн. Все материалы направлены военному прокурору Петропавловск-Камчатского гарнизона.

    Сходная ситуация в Сибирском федеральном округе. В 6,5 километрах от аэропорта Кольцово (Екатеринбург) находится свалка, куда выбрасывают пищевые отходы, привлекающие стаи воробьев и ворон. Суд принял решение о ее полной рекультивации. В аэропорту Толмачево (Новосибирск) птиц интересовали… тополя и березы. Для обеспечения орнитологической безопасности воздушной гавани здесь второй год последовательно заменяют лиственные деревья на хвойные.

    Поделиться