15.08.2016 17:00
    Поделиться

    Пермские моторостроители открыли музей в стиле хай-тек

    На предприятии "Пермские моторы" после длительной реставрации открылся заводской музей.

    Посмотреть на настоящие авиационные двигатели, познакомиться с процессом их создания, узнать о тех, кто строил и продолжает строить моторы для современных самолетов и вертолетов, теперь можно в новом формате.

    Город и завод - близнецы братья

    Событие вызвало большой интерес пермяков, что, конечно, не случайно. Предприятие все годы своего существования было своеобразной визитной карточкой пермского региона, его гордостью и славой.

    - О двигателе ПД-14, который создается сейчас для новейшего российского пассажирского самолета МС-21, сегодня знают уже в каждом уголке России, - сказал посетивший предприятие глава Прикамья Виктор Басаргин. - В музее же представлена вся история становления пермского моторостроения и его достижения. Очень важно, чтобы новые поколения знали о достижениях пермских моторостроителей. Тем более, что вклад заводчан в развитие города, который они вносят на протяжении нескольких десятилетий, заслуживает самой высокой оценки.

    О преемственности поколений и важности инженерных профессий говорил на встрече и глава города Игорь Сапко. По его мнению, главное, чтобы молодежь выбирала для себя эту замечательную, востребованную профессию.

    - Пермь - промышленный город, и для властей очень важно, как работают и развиваются его предприятия, ведь от этого зависит и бюджет муниципалитета, и рабочие места для его жителей, - сказал он. - Отрадно, что наши моторостроители выстроили непрерывную цепочку: школа - вуз - предприятие. Это ценно и для города, и для предприятия.

    Кроме осмотра экспозиции, гости - среди них депутаты краевого Законодательного собрания и Пермской городской Думы - побывали в цехах, ознакомились с работой предприятия, пообщались с представителями трудового коллектива. Как подчеркнул Игорь Сапко, продуктивные отношения муниципалитета и промышленников могут и должны быть основой для поступательного развития города, реализации различных социальных проектов на территории Перми.

    Разговор по существу

    Разговор прошел в неформальной обстановке. Кроме рассказа о своем предприятии и будущих планах, рабочие и специалисты воспользовались случаем задать главе региона интересующие их вопросы. В том числе и злободневные - о ремонте дорог и развитии инфраструктуры, о продолжающейся оптимизации медицинских учреждений и обманутых дольщиках, строительстве детских садов и спортивных площадок.

    На вопрос о ремонте и строительстве дорог губернатор отметил, что эта работа находится в пристальном внимании краевых властей. По результатам недавнего "автопробега", прошедшего на территории страны, по качеству дорог Пермский край оказался на шестом месте после Казани, Тюмени и Екатеринбурга. В этом году на ремонт и строительство дорог в регионе выделено более полутора миллиардов рублей, предполагается отремонтировать и реконструировать самые "узкие" и проблематичные места. Так, к 10 сентября будет завершен ремонт на трассе Пермь - Екатеринбург.

    Что касается доступности дошкольного образования, Виктор Басаргин сказал, что для детей в возрасте от трех до семи лет проблема решена. Сейчас вопросы возникают лишь о близости сада к дому.

    - Тем не менее, мы на этом не останавливаемся, - сказал он. - Уже в августе в Свердловском районе откроется детсад на Холмогорской, а в целом по городу в этом году добавится еще почти тысяча мест в дошкольных учреждениях. Продолжается строительство школ. В этом году начнет работу новая школа, "Мастерград", в микрорайоне Пролетарском, ведется разработка проектно-сметной документации на строительство нового корпуса школы № 42 по улице Нестерова, 18.

    Но главное, что волновало сотрудников "Пермских моторов", - расширение производственных площадей. Предприятие растет и развивается. К 2020 году завод планирует увеличить объемы производства в три раза. Но сегодня на этой территории площадей для дальнейшего развития нет.

    Губернатор заверил, что новые площадки обязательно будут.

    - Сама история предприятия обязывает нас к этому, - сказал он. - Уж если в 30-е годы можно было заложить такие мощности, то у нас тоже все получится.

    Без ностальгии

    Обновить композицию музея заставила сама жизнь. Развиваются современные технологии, подрастает молодое поколение горожан, значит, и об истории нужно рассказывать другими способами, решили музейщики. И воплотили это в реальность.

    В обновленном музее хочется не столько с ностальгией вспоминать прошлое, сколько с восхищеньем представлять будущее.

    Новые экспозиционные решения, выполненные в стиле hi-tech, и различные интерактивные устройства, примененные здесь, наглядно и по-современному демонстрируют историю становления пермского двигателестроения. Информация об экспонатах сделана в графическом изображении, а направленное точечное освещение делает их более фактурными. Благодаря реставрации и оцифровке кинопленки, в фонд музея вернулись фильмы о литейном производстве, которые снимали специалисты завода при освоении американского двигателя "Райт-Циклон", о визите на завод в 1966 году дочери Я. М. Свердлова Веры Масленниковой.

    В том же самом помещении, где представлены те же, что и раньше, исторические экспонаты, теперь царит совершенно другая атмосфера. Сегодня в обновленном музее хочется не столько с ностальгической ноткой вспоминать о прошлом, сколько с восхищением представлять будущее. А все вещи, предметы, фотографии и документы прошлого лишь укрепляют ощущение прочной основы, на которой и будет строиться, да и уже строится, это будущее.

    - Это еще не окончательный вариант музейного пространства, - подчеркнул управляющий директор АО "ОДК-Пермские моторы" Сергей Попов. - Здесь много интерактива, что позволит менять экспозиции. В ближайшее время здесь будут установлены сенсорные панели, а посетители смогут пользоваться "виртуальной библиотекой", где собраны архивы предприятия, представлены личные истории руководителей и работников завода.

    Но сердцем экспозиции, по его словам, по-прежнему останутся авиадвигатели - мощные механизмы, которые способны поднимать в небо огромные современные самолеты. От первого мотора М-25 до ставшего безусловным "хитом" гражданской авиации Д-30. Представлены лопатки турбин современных двигателей ПС-90 и ПД-14.

    Комментарий

    Ольга Красавина, директор по персоналу ОДК "Пермские моторы":

    - Часть экспонатов представлена в экспозиции музея впервые. Среди них четыре ордена, которыми было награждено предприятие и переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, полученное в июне 1942 года за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. Это знамя завод удерживал до конца войны. Выставлено в экспозиции после реставрации и памятное знамя Президиума Верховного cовета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, а также знамя АВИАПРОМа. Кроме того, в музее представлены награды легендарных работников предприятия. Например, золотые часы главного конструктора А. Д. Швецова, золотая звезда Героя Социалистического Труда директора завода М. И. Субботина. Всего хранится более трех тысяч экспонатов.

    Справка "РГ"

    В 2015 году на Пермском моторном заводе произведено 23 новых авиационных двигателя, 44 ремонта авиадвигателей, 61 новая газотурбинная установка (ГТУ) на базе авиадвигателя, 67 ремонтов ГТУ на базе авиадвигателя.

    В прошлом году сданы в эксплуатацию 11 самолетов с пермскими двигателями: три ТУ-214, два ИЛ 96-300, два ИЛ-96-400, два ИЛ-76МД-90А, один ИЛ-76ТД-90А (для Экваториальной Гвинеи), один ИЛ-76МФ (для Иордании).

    Поделиться