11.08.2016 09:24

Томские ученые обнаружили новый вид древних ящеров

Томские исследователи установили, что найденный в Кемеровской области травоядный титанозавр является представителем нового вида древних ящеров. Животное имеет особенности строения, отличающие его от всех других известных науке динозавров.

Фрагменты тела древнего ящера ученые обнаружили еще в 2008 году во время экспедиции в районе села Шестаково Кемеровской области на правом берегу реки Кии. Находка оказалась уникальной. Как выяснилось, палеонтологи Томского государственного университета раскопали зауропода, останки которого на территории нашей страны встречаются крайне редко. Гиганстское животное обитало около ста миллионов лет назад на территории современной Западной Сибири.

- Поначалу было понятно лишь то, что перед нами остатки очень крупного растительноядного динозавра, - рассказывает сотрудник лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ТГУ Степан Иванцов.

Анализ крестца и стопы ящера дал ученым основание предполагать, что останки действительно принадлежат новому роду и виду из семейства титанозаврид - крупному травоядному динозавру из ветви зауропод. Палеолонтологи выдвинули версию о том, что это взрослая особь титанозавра - четвероногого динозавра из отряда ящеротазовых, обитавших с юрского периода и до конца мезозоя. Представителей группы гигантов отличали очень длинные шея и хвост.

Впрочем, условия захоронения не позволили быстро извлечь уникальные останки, так как они были заключены в блоки каменистой породы. На протяжении нескольких лет ученые вели кропотливую работу по извлечению фрагментов титанозаврида из песчаника. Использование специального микроперфоратора при препарировании мезозойских ископаемых останков позволило обеспечить максимальную сохранность костей динозавра и избежать появления в них трещин и сколов.

- Вместе с коллегами из Зоологического института РАН наши специалисты провели сравнительный анализ остатков с титанозаврами, найденными в других странах, - сообщили "РГ" в пресс-службе Томского государственного университета.

В результате лабораторных экспертиз удалось установить, что травоядный ящер, обитавший на территории современной Западной Сибири в период раннего мела, относится к подотряду зауропод, но является представителем нового вида. Это было очень крупное животное. Его длина составляла около 20 метров, вес около 50 тонн. Такие динозавры росли практически всю жизнь.

Новый динозавр отличается от собратьев особенностями строения - крестцовые ребра у него расположены в форме звезды и сходятся к центру, отсутствует сочленение позвонка на невральной дуге. Древних ящеров с таким строением скелета пока не находили ни в одной стране мира.

В настоящее время ученые заканчивают работу над описанием уникальной находки. Открытому таксону будет дано латинское имя. Увидеть чудо-ящера смогут все желающие. Палеонтологи собирают имеющиеся фрагменты динозавра в единое целое. Уже соединены самые крупные кости, которые когда-то были крестцом титанозавра. Кроме того, из многочисленных кусочков смонтирована часть лопатки титанозавра и шейные позвонки. Уникальный экспонат будет выставлен в одном из корпусов Томского государственного университета.