Время предвыборных кампаний - традиционно горячая пора для операторов наружной рекламы. Но только не в этом году. Из-за нерасторопности местных властей этот рынок в Крыму буквально парализован.
- Ситуация такова, что некоторые предприятия, работавшие в сфере наружной рекламы десятилетиями, закрываются, а к середине 2017 года прекратят свое существование более 90 процентов рекламных агентств, - говорят представители отрасли. - Причина тому - не отсутствие профессионализма или неумение работать, а отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей продолжать бизнес.
Дело, в том, что сроки действия договоров предприятий с муниципалитетами на размещение рекламных конструкций истекли, а новые будут заключаться только после проведения торгов. Но еще не все города и районы утвердили схемы размещения билбордов и ситилайтов. Мининформ РК согласовал схемы только Симферополю, Сакам, Первомайскому району, Ялте и Феодосии. Эти муниципалитеты имеют право проводить торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Основная причина, по которой в республике так медленно разрабатываются новые схемы (утвердить их должны были еще до 1 апреля 2015 года), - это отсутствие проекта организации дорожного движения (ПОДД) на автомобильных дорогах общего пользования.
- Из-за масштабного демонтажа рекламных конструкций ныне работающие предприятия вскоре не смогут участвовать в аукционах на размещение рекламы на территории муниципальных образований, - говорит один из инициаторов обращения Владимир Аверьяненко. - Заработанные средства необходимо будет потратить на демонтаж и транспортировку рекламных конструкций, а также на их уничтожение, так как использовать их с соблюдением требований утвержденных нормативно-правовых актов невозможно.
Но самое главное - что разрабатываемые городами и районами схемы размещения рекламных конструкций не учитывают изменений в федеральном законодательстве. Новый федеральный ГОСТ о наружной рекламе на автодорогах вступил в силу с 1 марта 2016 года. Этот документ запрещает размещать "наружку" на расстоянии менее пяти метров от края автодороги, на одной опоре с дорожными знаками и светофорами, а также ближе 100 метров к ним. Этим требованиям не соответствует большинство рекламных конструкций республики.
Этот ГОСТ уже вызвал переполох в Санкт-Петербурге и Москве. Например, в Питере из 15 тысяч рекламных конструкций может остаться чуть больше 300. Руководство этих городов активно лоббирует смягчение требований. Крымские власти пока выжидают.
- В Симферополе на 16 улицах утверждено 84 места под рекламу, но эти схемы утверждены без учета новых федеральных норм, - говорит Владимир Аверьяненко.
Не порадовал рекламщиков и первый аукцион на размещение рекламных конструкций, прошедший в Симферополе 11 июля. На торги было выставлено пять лотов, но интерес проявили только к двум. Но полученные бизнесом точки под рекламу расположены так неудачно, что арендаторам билбордов вряд ли удастся найти клиентов.
- С огромной долей вероятности можно утверждать, что победитель аукциона откажется размещать рекламные конструкции, так как заведомо ясна их бесперспективность с точки зрения окупаемости и получения прибыли, - считает Аверьяненко. - Ведь они расположены в неподходящем месте: их не увидят ни водители транспорта, ни пешеходы.
Рекламные агентства Крыма и Севастополя поддерживают намерение властей республики навести порядок на рынке наружной рекламы. Предприятия, установившие билборды незаконно и годами не платившие деньги в бюджет, должны покинуть эту сферу. Но добросовестные игроки рынка, честно перечисляющие деньги в бюджет и участвующие в социальных проектах, должны продолжить свою деятельность, считают представители отрасли. Поэтому рекламщики обратились к крымским властям с просьбой объявить мораторий на проведение аукционов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории РК до 2020 года. До того времени, пока схемы размещения рекламных конструкций не приведут в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве.
- Рекламной отрасли сейчас остро и жизненно необходима поддержка власти. Ведь реклама является двигателем экономики и бизнеса, а успешно работающие предприятия пополняют местные бюджеты, - говорят представители отрасли.
Дмитрий Полонский, министр внутренней политики, информации и связи РК:
- Обращения представителей рекламного рынка я пока не видел, но готов к диалогу с ними, если обратятся в Совет министров. Мы плотно работаем со всеми представителями рекламного рынка, все вопросы совместно решаем. Разработка схем находится в прямой зависимости от готовности проектов организации дорожного движения, а их разработкой занимаются наши транспортники. Это не быстрый процесс.