Если этот интересный документ станет законом, не исключено, что вред, причиненный коррупционными преступлениями, будет возмещаться и компенсироваться за счет средств лиц, совершивших такие деяния, а также их родственников и близких.
Кстати, под вредом, за который надо платить, подразумевается не только материальный, но и моральный ущерб.
Правда, сразу падать в обморок от страха родственникам осужденных коррупционеров не стоит - платить они будут лишь в том случае, если государство найдет достаточные основания полагать, что деньги, ценности и прочее имущество были получены родственниками или близкими осужденного в результате коррупционных преступлений или являются доходом от такого имущества.
Предложение родне солидарно отвечать за грехи имеет под собой серьезное основание. Ни для кого ни секрет, что наши правоохранительные органы не работают, что называется, мгновенно.
Даже если настоящего коррупционера чуть ли не под видеокамеру ловят за руку, то это не конец истории, а только начало.
Следствие, как правило, по таким делам идет если не месяцы, то годы. И у нехорошего человека почти всегда есть возможность максимально спрятать награбленное добро.
Да что греха таить, многие государственные мужи, грабя родную страну, все заранее просчитывают и в случае появления на горизонте людей в погонах оказываются перед законом чуть ли не беднее церковной крысы.
Зато у их родственников, многие из которых толком никогда не работали, есть недвижимость в разных уютных уголках планеты, деньги, счета, акции и прочее.
"Трясти" людей, которые просто живут под одной крышей с подозреваемым или где-то рядом, правоохранители права не имеют.
Итог - гражданина, обокравшего казну, посадят, он с помощью хороших и дорогих адвокатов очень скоро вернется из мест лишения свободы и получит все или почти все, что смог прибрать к рукам. Просто все богатство принадлежит родне, а она к уголовному делу отношения не имеет.
Разработчики такого законопроекта считают, что исковая давность на требования о возмещении и компенсации не распространится, а рассматриваться они будут в порядке гражданского судопроизводства.
Также законопроектом предложено закрепить, что уполномоченные исполнительные органы вправе требовать сведения о законности происхождения денег, ценностей, прочего имущества и доходов у близких гражданина, совершившего коррупционное преступление, а также проводить проверку полученной информации.
Сегодня у родни осужденного нельзя спросить, на какие деньги куплены дом, дача, машины. Примут закон - это будет можно.
В проекте подчеркнуто, что проверяющие органы смогут реализовать такие полномочия "при наличии достаточных оснований полагать, что имущество получено в результате коррупционных преступлений или является доходом от такого имущества".
Чтобы не было злоупотреблений, право требовать сведения будет действовать только в отношении имущества и доходов, которые были получены не ранее начала осуществления лицом, совершившим коррупционное преступление, деятельности в системе государственных или местных органов или иных организациях.
Родственников и близких коррупционера обяжут предоставить такую информацию.
Если окажется, что у родни нет никаких достоверных сведений, откуда у них появились деньги, акции, машины и недвижимость, то эти непонятные доходы будут переданы в органы прокуратуры, а сотрудники надзорного ведомства смогут обратиться в суд с заявлением об обращении такого имущества в доход государства. В целом, финансовая жизнь чиновников в последнее время становится все более прозрачной. Госслужащие каждый год подают декларации о доходах и имуществе. Все данные проверяются, и если человек явно живет не по средствам, к нему появляются серьезные вопросы. За год за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов были привлечены к дисциплинарной ответственности 18 тысяч должностных лиц различного уровня. При этом уволено 800 человек, из них 460 уволены в связи с утратой доверия.
Кроме того, расширяется практика, когда у чиновников через суд забирают дорогое имущество, законность приобретения которого нельзя доказать.