Правозащитники обвиняют милиционеров в применении пыток к задержанным

В общественных организациях страны заявляют: для получения признаний подозреваемых в совершении преступлений милиционеры прибегают к пыткам. В прокуратуре, тем временем, утверждают, что такие случаи есть, но они единичны и не являются доказательством существования системы, нарушающей права задержанных.

Кулак как аргумент

Недавно Генеральная прокуратура (ГП) республики передала в суд материалы уголовного дела, возбужденного в отношении четырех милиционеров - двух старших лейтенантов, капитана и майора отделов внутренних дел (ОВД) Иссык-Атинского района и города Токмака Чуйской области КР.
Как сообщили в главном надзорном ведомстве страны, в октябре 2015 года поступила информация, что трое мужчин и подросток, содержащиеся в СИЗО, под пытками вынуждены были признаться в разбойном нападении.

При проверке фактов выяснилось, что юноша по время совершения преступления находился в России. Другой обвиняемый лежал в больнице и самостоятельно передвигаться не мог, еще один работал на пастбище в Кеминском районе, а третий и вовсе отбывал наказание в учреждении ГСИН.

Аналогичный случай произошел в 2012 году, когда участковые отдела УВД Джалал-Абадской области несколько часов издевались над двумя подростками, добиваясь от них признаний в правонарушениях, которые те не совершали. Вина правоохранителей была доказана. Их осудили - одного к десяти, другого к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

Эти два случая, пожалуй, единственные, которые стали известны широкой общественности. Между тем правозащитники утверждают, что выбивание показаний во время следствия при помощи пыток - явление весьма распространенное в правоохранительных органах Киргизии.

- К сожалению, реальное наказание за это милиционеры несут лишь в редких случаях, - пояснил омбудсмен КР Кубат Оторбаев. - С 2011 года в судебной системе затягивается рассматривание 46 уголовных дел, возбуж-денных по фактам применением пыток. За все время только был только один случай, когда наказали виновного. Это произошло в Джалал-Абаде.

По словам Кубата Оторбаева, хотя в Уголовном кодексе республики есть конкретная статья "Пытка" (наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет), чаще всего такие преступления либо в процессе расследования, либо при рассмотрении в суде переквалифицируют на статью предусматривающую"мягкое" наказание "Превышение должностных полномочий" (штраф в размере от 10 до 20 тысяч сомов или же лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы до трех лет).

Судьи же считают, что обвинения в их адрес со стороны главного правозащитника страны не всегда обоснованны. Ведь они не расследуют уголовные дела, а только исследуют собранные материалы. На основании них и выносится приговор.

- Бывают случаи, когда во время допроса в суде обвиняемый отказывается от своих показаний, данных во время следствия, и заявляет, что взял вину на себя под давлением, - сообщил "РГ" судья Авчи Алиев. - Если суд сочтет, что заявление обвиняемого правдиво, то, как положено по закону, выносится частное определение в отношение руководства органа, расследовавшего уголовное дело. Рассмотрением таких материалов занимается служба собственной безопасности, а прокуратура осуществляет надзор. В случае необходимости назначают экспертизы, запрашивают материалы из СИЗО, где находится под арестом обвиняемый. В общем, изучают все обстоятельства дела. Естественно, на это нужно время. О какой волоките тут можно говорить?

"Я не смог терпеть боль"

Национальный центр КР по предупреж-дению пыток подготовил специальный доклад. В нем как приводится статистика, так и рассказывается о конкретных случаях насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов над подозреваемыми.

Особое внимание эксперты центра уделили отношению милиционеров к несовершеннолетним.

Были изучены уголовные дела, где главными обвиняемыми проходили подростки. Выяснилось, что в 38 случаях из 54 милиционеры в ходе расследований жестоко избивали их, требуя признаться в преступлениях, которые они не совершали.

- Мне надевали на голову целлофановый пакет, не давали дышать. Тянули за уши, издевались и насмехались. Я не смог терпеть боль и взял на себя еще три дела, - рассказал правозащитникам 16-летний парень.

Другой 15-летний подросток утверждал, что во время следствия, когда он еще находился в изоляторе временного содержания (ИВС), ему сломали руку.

О фактах пыток сообщили и в аппарате омбудсмена. По данным правозащитников, милиционеры Жайылского района Чуйской области угрозами и побоями заставляли 20-летнего парня подписать показания против себя и других невиновных лиц.

"Есть свидетели и справка о прохождении врачебно-контрольной комиссии при районном отделении центра семейной медицины (ОЦСМ) от 2 февраля 2015 года. Заявителю поставили диагноз: побои, черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга. Тем не менее в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников РОВД прокуратура отказала", - говорится в официальном сообщении аппарата омбудсмена.

По его данным, обращения других пострадавших от милицейского беспредела прокурором района игнорировались.

Доказать очень сложно

Несмотря на серьезные обвинения в свой адрес, представители МВД КР от комментариев воздерживаются. В ведомстве ссылаются на то, что у них полным ходом идет реформа, которая, кстати, и должна укрепить доверие народа к милиции.

Поменялось и руководство службы собственной безопасности министерства. Ее возглавил полковник милиции Макимбай Омурзаков. Он пока не делает никаких заявлений по поводу пыток в органах внутренних дел.

Почему материалы, которые приводятся в упомянутом докладе Национального центра по предупреждению пыток, не были направлены в Генеральную прокуратуру? В ведомстве пояснили, что они неоднократно обращались в центр с просьбой предоставить всю имеющуюся информацию. Но правозащитники ссылаются на то, что анкетирование проводилось анонимно.

- К сожалению, не всегда и не все факты имеют под собой юридические основания, достаточные для возбуждения уголовного дела, - пояснил начальник отдела ГП по надзору за соблюдением прав граждан в досудебной стадии уголовного процесса Бактыбек Китеренов. - Особенно это касается пыток. Доказать, что на человека оказывалось физическое или тем более моральное давление, бывает очень сложно, тем более, если речь идет о несовершеннолетних. Добавлю, что в 2015 году органами прокуратуры проведены 274 проверки по поводу защиты несовершеннолетних от насилия. По их результатам возбуждено 20 уголовных дел, в интересах несовершеннолетних лиц направлено 30 исковых заявлений в суд, 184 представления об устранении нарушений закона, привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 260 должностных лиц.

Комментарий

Людмила Усманова, заместитель Генерального прокурора КР

О том, как вести себя с представителями правоохранительных органов, ребенок должен знать еще в школе. Если его на улице остановили милиционеры, необходимо потребовать у них удостоверение личности, хорошо запомнить имена и фамилии, настоять, чтобы о задержании сообщили родителям или кому-либо из взрослых. Нужно помнить, что ни один сотрудник правоохранительных органов не вправе проводить следственные действия или мероприятия с целью установления каких-либо фактов в отсутствие законного представителя подростка: родителей, опекунов, работников социальных служб или учителей. Допрос, в случае его необходимости, должен длиться не более часа и только в дневное время. Само собой разумеется, сотрудники милиции ни в коем случае не имеют права применять физические меры воздействия для получения информации. Что же касается взрослых, пусть даже тех, к кому применена такая санкция как арест, они должны знать, что никаких мер физического воздействия к ним не должно применяться. Если же такое случается, то пострадавший от произвола людей в погонах не должен молчать, иначе о свершившемся факте насилия никто не узнает, и виновный останется безнаказанным. Если не можете или боитесь написать жалобу сами, сообщите о случившемся адвокату. Главное - не молчите.