Как сказано в тексте постановления, ущерб будет возмещаться из фонда персональной ответственности туроператора, работающего в сфере выездного туризма. Задача - сделать так, чтобы турист мог получить 100 процентов суммы, уплаченной за несостоявшийся тур. "Но надо четко понимать, что на компенсацию из фонда персональной ответственности могут рассчитывать только туристы, выезжающие за границу, и только те, кто приобрел у туроператора комплексный тур, включающий перелет и проживание. На туристов, покупающих у туроператоров услуги частично, например, место в чартерном рейсе, действие правил не распространяется", - отметил в беседе с "Российской газетой" Александр Осауленко, директор "Турпомощи" - объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Как уже писала "РГ", после череды громких банкротств в туризме летом 2014 года, когда стало ясно, что сгоревшие туры отдыхающим не могут компенсировать ни туроператор, ни страховые компании, были приняты поправки в закон о туризме. Они предусматривают создание дополнительного механизма - фонда персональной ответственности туроператора, на случай его банкротства. "Этот фонд будет формироваться за счет отчислений туроператоров в размере 7 процентов от общей годовой цены турпродукта в сфере выездного туризма, реализованного туроператором за год. Деньги будут перечислять на спецсчет, который будет координировать организация "Турпомощь". Компенсацию смогут получить те, кто не вылетел на отдых", - поясняла "Российской газете" начальник Правового управления Ростуризма Изо Арахамия.
А непосредственно фонд самой "Турпомощи", решение о создании которого было принято несколькими годами ранее, будет, как и прежде, расходоваться только на возвращение домой уже находящихся за границей туристов.
Таким образом, с 1 января заработают два фонда: фонд персональной ответственности туроператора и резервный фонд "Турпомощи". При этом необходимость тратить деньги на страхование своей деятельности отпадет, как только туроператор достигнет 7-процентного уровня отчислений от годовой цены выездного турпродукта в фонд персональной ответственности.
Важно, что наполнять его можно не сразу, а постепенно. Но разница до достижения 7-процентного порога будет по-прежнему страховаться в страховой компании или в банке. "Мы рассчитываем, что с определенного момента фонд персональной ответственности станет более действенным механизмом, нежели традиционное страхование. По итогам тяжелого для отрасли 2014 года страховые выплаты по сгоревшим турам составили всего около 8 процентов", - заметил Александр Осауленко.
Основанием для выплаты компенсации будет "факт причинения туристу реального ущерба по причине невозможности исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта", сказано в новых правилах. Датой установления такого факта будет считаться день, когда туроператор публично заявит о прекращении деятельности. "Сейчас минкультуры, Ростуризм, Российский союз туриндустрии работают над созданием предельно четких механизмов по рассмотрению заявок. К декабрю это представят туроператорам", - отметил Александр Осауленко.
Между тем в правилах постановления уже прописано, что начинать сбор требований с туристов о возмещении ущерба надо не позднее 3 рабочих дней с даты публичного заявления туроператора о прекращении деятельности. Далее в течение 90 рабочих дней от этой даты должен быть сформирован реестр пострадавших. Затем в "Турпомощи" в течение 10 рабочих дней должны рассмотреть требования туристов и принять решение о возмещении ущерба. Основанием для отказа может быть наличие неполных или недостоверных сведений в документах, а также доказательство, что ущерб причинен не по вине туроператора. Отказать могут и из-за отсутствия денег в фонде. Об отказе и его причинах "Турпомощь" должна письменно уведомить туриста в течение 3 рабочих дней. Как ранее поясняли "РГ" в Ростуризме, если случится так, что банкротство туроператора затронет большое количество туристов, деньги из фонда должны разделить между ними поровну.
Любые решения о возмещении ущерба могут быть обжалованы путем заявления в адрес "Турпомощи" в течение 30 рабочих дней. Срок рассмотрения заявления не может превышать 5 дней. Средства, возмещающие ущерб, перечисляются в рублях на счет туриста в течение 10 дней после принятия решения. Затем "Турпомощь" отчитывается о тратах перед Ростуризмом.
Премьер-министр подписал еще одного постановление - о квалификации кадров, работающих в туроператорском бизнесе. Утвержден перечень документов, подтверждающих соответствие занимаемой должности для руководителя, заместителя и главного бухгалтера туроператора.
Около 15 авиакомпаний готовы начать чартерные перелеты в Турцию, заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько.
"Чтобы поднять самолет в воздух, надо получить разрешение от турецких властей, получить слот в аэропорту. Это можно сделать в течение нескольких часов", - отметил в беседе с журналистами Александр Нерадько.