В ведомстве должны рассмотреть эту идею в ближайшее время. Эксперты "Российской газеты" между тем предостерегают - в случае изменения действующих Федеральных авиационных правил пострадать могут не только пассажиры, но и сами перевозчики.
Логика авиакомпаний понятна. Во-первых, они хотят банально подзаработать, так как их прибыль снижается уже третий год подряд. А во-вторых, перевозчики уже давно жалуются на махинации пассажиров с багажом: чтобы не платить за перевес багажа (сейчас перевозчики в основном разрешают перевозить максимум 20 килограммов (килограмм на одного человека), они распихивают лишние вещи по спортивным сумкам и проносят на борт в качестве ручной клади. Обманув тем самым систему, они создают неудобства другим пассажирам.
В России действительно сейчас не существует ограничений по весу или количеству тех вещей, которые пассажиры берут с собой в салон. И есть список предметов, которые можно провозить в салоне дополнительно - дамская сумка, телефон, портативный компьютер, верхняя одежда, фотоаппарат, видеокамера, детское питание и так далее. Всего 18 наименований. Пассажиры еще любят что-нибудь прикупить в чистой зоне аэропорта - воду, сувениры, книги. И перевозчики в большинстве своем не обращают на такие мелочи внимание. Отказать могут только в том случае, если сумка или видеокамера не умещаются на полке для багажа или под сиденьем, напомнил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Но, как показывает практика, иногда внутренние инструкции для персонала не совпадают с общими воздушными правилами. Особенно это касается лоукостеров. В результате происходят скандалы и даже судебные разбирательства. Пассажиры массово жалуются в Ространснадзор на то, что их не пускают на борт даже с тем, что есть в списке разрешенных вещей. Например, представители одной из авиакомпаний требуют заплатить дополнительно к билету 2 тысячи рублей за рюкзак, которого нет в официальном списке, констатировали в службе. Устав судиться, перевозчики предложили отменить требования о 18 предметах и разрешить провозить в салоне только одну сумку весом не более 5 килограммов.
Возможно, это и имеет смысл, чтобы прекратить бесконечные разбирательства, уверен глава Союза пассажиров Кирилл Янков, но максимальный вес должен быть не менее 10 килограммов. С этим категорически не согласен ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов. По его словам, перечень разрешенных к провозу вещей ни в коем случае нельзя сокращать до одной сумки, сколько бы килограммов она ни весила. Есть хрупкое оборудование, которое в один мешок не запихнешь, - те же компьютеры, фотоаппараты, телефоны. Также надо в обязательном порядке разрешить провозить бесплатно детское питание, кресла для инвалидов и коляски. Так что список надо оставить, уверен Борисов.
Предложение по ужесточению норм ручной клади явно не в интересах потребителей, однако в не лучшем положении окажутся и сами авиакомпании, говорят эксперты "РГ". Они не только не добьются увеличения прибыли, но и потеряют еще больше. К примеру, если запретить пассажирам брать на борт покупки из duty free, то воздушные гавани не получат выручки от продаж, отметил Федор Борисов. Это в свою очередь приведет к росту тарифов на обслуживание перевозчиков. И это еще полбеды.
Россияне, по словам Петра Шелища, просто могут отказаться от услуг российских авиакомпаний в пользу иностранных (там никаких ограничений нет) или вовсе пересядут на поезда. Туда можно будет взять и чемодан, и сумку с едой, и компьютер. Вес ручной в поездах не должен превышать 36 килограммов. А вес багажа, который нужно сдавать в отдельный вагон, может быть аж 75 килограммов.
Что касается чемоданов в багажном отделении самолета, то общие правила предусматривают сегодня минимальный вес в 10 килограммов. Это значит, что авиакомпании могут устанавливать свои ограничения сверх этой нормы, обычно это 20 килограммов, но может быть и 30. Разрешенный вес, как правило, зависит от грузоподъемности самолета.
Главное, чтобы минимальные права пассажира, которые прописаны в Воздушном кодексе РФ, никто не нарушал. Авиакомпании же предлагают и вовсе отменить норму о бесплатном провозе багажа, пассажиров хотят заставить платить за каждый "чемоданный" килограмм. Это позволит бюджетным перевозчикам предлагать провоз увесистого багажа как дополнительную услугу. Этого допустить нельзя, говорят эксперты.
Отдельный разговор про лоукостеры. Они зарабатывают именно на дополнительных услугах. Поэтому для таких компаний, возможно, и стоит сделать исключение и разрешить самим регулировать нормы провоза багажа. А пассажир пусть сам решает, что ему выгоднее, отмечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов. Ведь иногда получается, что билет на лоукостер и доплаты за все дополнительные услуги в сумме выходят дороже, чем полет обычным перевозчиком.
Валдис Пельш, телеведущий:
Каждая авиакомпания выбирает свою дорогу к успеху и популярности. И, к примеру, на западе многие привлекают авиапассажиров тем, что разрешают провозить громоздкий багаж бесплатно. Кто-то проявляет заботу о дайверах и позволяет бесплатно проносить дайвинг-оборудование, которое, кстати, достаточно тяжелое. Также есть и такие авиакомпании, которые идут навстречу лыжникам и другим спортсменам.
К сожалению, наши российские авиакомпании выбирают систему сокращения своих издержек не совсем правильным путем, не думая о будущем. Кто-то планирует снизить минимальную норму бесплатного багажа, кто-то отказывается кормить на борту и тому подобное.
Пока такая система работает, люди будут какое-то время с ней мириться, но, наверное, скоро перестанет срабатывать, и тогда пассажиры будут путешествовать по России на поездах, специальных автобусах, маршрутках. Может быть в этот момент, авиаперевозчики попытаются улучшить сервис для того, чтобы привлечь клиентов. Тем более, что у нас большое количество монопольных направлений на авиарынке: если хотите добраться в какой-то определенный город, у вас нет выбора, потому что в данном направлении работает только одна авиакомпания.
Я, как правило, путешествую бизнес-классом, редко летаю экономом. Меня не сильно огорчит, если мне придется переплачивать за багаж. Или если ограничения на него будут менее 10 кг.
Однако частенько бывает платишь за лишние килограммы и сохранность, а чемодан все равно теряют. Если особенно вы летите с пересадкой, должны знать, что вероятность потери багажа составляет от 50 до 90 процентов. Его, конечно, может и привезут домой, но время ожидания будет составлять от шести часов до недели.
Подготовила Елена Кухтенкова