Путин поручил правительству стимулировать речные перевозки

Заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей президент Владимир Путин провел в Волгограде, прямо на берегу Волги.

Место было выбрано не случайно: Волгоград - один из самых протяженных городов страны, растянулся вдоль Волги почти на 90 км. Область имеет выход к нескольким морям, по ее территории протекает около двухсот рек. Основные - Волга и Дон с притоками.

Сперва глава государства осмотрел выставку на причальной набережной пассажирского речного вокзала. В акватории на расстоянии почти 400 м от берега разместились транспортные суда, построенные в России в течение последних пяти лет, а также специальные суда МЧС. Организаторы подготовили макеты проектируемых гидроузлов, строительство которых позволит устранить "узкие места" по линии Волго-Донского водного пути и возобновить сквозное судоходство на этих участках в прежнем объеме. Глава Минтранса Максим Соколов рассказал, что содержание одного километра водного пути обходится в 130 тысяч рублей, а содержание одного километра дороги - в 4,5 млн.

Кстати, показали президенту и знаменитый "танцующий мост" через Волгу: многие помнят, как в 2010 году из-за сильного ветра начались сильные раскачивания конструкций.

"Вопрос о развитии внутренних водных путей России - чрезвычайно важный - и не только для Поволжья, но и для всей страны", - подчеркнул глава государства. Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам. Здесь проживает 80 процентов населения, производится до 90 процентов ВВП.

"Насыщенность, плотность водных путей сопоставима с железными дорогами", - сравнил президент. Они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, ЖКХ, сельское хозяйство. "До появления железных дорог они служили вообще основными магистралями, по которым шли перевозки и грузов, и пассажиров", - напомнил Путин.

"Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал, - считает глава государства. - Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей". Для ряда регионов нет альтернативы, особенно для тех, кто обеспечивается северным завозом, добавил он, приведя в пример Якутию.

Президент перечислил самые важные направления развития. Во-первых, это преодоление инфраструктурных ограничений. Глубина водных путей сократилась за 25 лет в среднем на четверть, а их протяженность - с гарантированными габаритами судового хода - на 30 процентов. Более половины судов не могут ходить с полной загрузкой из-за маловодности рек, что ведет к убыткам. Грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза, а ведь в 1990 году был сопоставим с автомобильным. Сейчас разрыв увеличился в четыре раза. Резко упали и пассажирские перевозки по водным путям.

"На единой глубоководной системе немало так называемых "узких" мест. А если быть точным - мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов", - заметил Путин. "В этом году воды достаточно, но так бывает далеко не всегда", - добавил он.

Приоритетная поддержка, по мнению главы государства, нужна сквозным туристическим маршрутам из Москвы и Санкт-Петербурга в южные регионы. Для стимулирования туризма следует усовершенствовать и визовый режим.

При этом необходимо минимизировать возможный ущерб рекам, свести его к нулю, указал Путин. "Природная среда рек бесценна и абсолютно уникальна", - добавил он.

Следующая задача - достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта. Более четверти федеральных автомагистралей работают в режиме перегрузки, особенно летом, но при этом возможности навигации по рекам используются неэффективно. "Перевозчики не спешат менять свою привычную логистику", - объяснил президент и поручил правительству принять оперативные меры для стимулирования перевозок по рекам. "В Китае грузооборот по водным путям в 12 раз больше", - сравнил он. А если сравнивать использование водных путей с другими видами транспорта, то российский водный грузооборот отстает даже от тех европейских стран, где протяженность рек гораздо меньше.

"Нужно развивать портовую инфраструктуру, современные контейнерные терминалы", - продолжил глава государства.

Важнейшая задача - обновление речного флота. "Темпы очень низкие", - констатировал Путин. За 15 лет построено 800 судов, при этом выбывших в 13 раз больше, чем новых. Средний возраст - 36 лет. Если в 2000 году на российских реках работала 21 тысяча транспортных судов, то сегодня осталось всего 11 тысяч.

Большие трудности возникают и с эксплуатацией портовых сооружений, особенно причалов. "В основном это железобетонные, изношенные конструкции, не соответствующие современным техническим требованиям, и зачастую небезопасные для пассажиров", - оценил президент. "Денег на их ремонт и реконструкцию из бюджетов, как правило, не хватает", - добавил он и призвал привлекать частный капитал к их обустройству.

Проблемы также обуславливаются тем, что на реках пересекаются интересы различных отраслей, а федеральные органы власти "замыкаются на сугубо ведомственных решениях", которые зачастую противоречат друг другу, считает Путин. "Ясно, что здесь необходима координация работы ведомств. Структура, обладающая такими полномочиями, у нас есть - это правительственная комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, правда, насколько мне известно, проблемами водных путей она пока тоже как следует не занимается", - сказал он. Сейчас "каждый тянет в свою сторону", - заметил глава государства. "А реки далеко не всегда выигрывают", - добавил он.

"Вопросы безопасности всегда должны стоять на первом месте", - также подчеркнул президент. Их нужно постоянно держать в зоне внимания и предупреждать возможные происшествия, используя современные навигационные возможности. Исполнилось пять лет со дня крушения "Булгарии". "Мы помним эту ужасную трагедию и знаем о ее причинах", - заметил он.

В режиме видеомоста из Астрахани вице-президент ОСК Евгений Загородний произвел монтаж закладной доски на стенку пассажирского судна класса "река-море", спроектированного в версии "плавучая гостиница" с балконами и бассейном. Суда аналогичного класса не строились более 60 лет. "Надеюсь, что это первый, не только не последний, но успешный шаг в строительстве целой серии, - оценил президент. - Не сомневаюсь, что серия эта будет востребована и послужит реальному возрождению пассажирских перевозок по рекам, развитию внутреннего и въездного туризма".

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

Официально

Президент поручил утвердить "дорожную карту" по созданию информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарств.

Также глава государства указал доработать единый реестр проверок, ввести ответственность за невнесение в него информации и подготовить предложения по поправкам, предусматривающим согласование с прокуратурой ряда внеплановых проверок. Еще Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о разработке ФЦП по реализации государственной молодежной политики.