Туроператорам предлагается выделять субсидии на каждого туриста - от 1 до 2 тысяч рублей, в зависимости от региона. Регионы учитываются не все, а те, которые включены в "приоритетные туристские маршруты". Так, в проект перечня включены Кавминводы, курорты Архыз, Домбай, Теберда, Сочи, Крым, Калининградская область, Байкал, Камчатка, Алтай, а также семь межрегиональных маршрутов, которые продвигает минкультуры. К ним, помимо известного "Золотого кольца", относятся "Серебряное ожерелье", "Русские усадьбы", "Великий шелковый путь", "Великий чайный путь", "Транссибирская магистраль", "Восточное кольцо". Уже в этом году на эти цели министерство культуры предлагает выделить 750 миллионов рублей, а в следующие три года - по 2 миллиарда в год.
"Идеи поддержать бизнес, безусловно, приветствуются. Но давайте посмотрим, что это даст туристу. Если эта субсидия в размере одной тысячи рублей позволит сделать дешевле на эту же тысячу тур, то это вряд ли будет являться серьезным стимулом для людей", - отметил в беседе с "РГ" президент Альянса туристических агентств России (АТА) Андрей Гаврилов.
Сейчас в среднем путевка на отечественный курорт стоит 50 тысяч рублей, продолжает эксперт. "Если мне, например, скажут, поезжайте в Сочи или Кавминводы за половину от этой стоимости, возможно, это действительно все решит. А так, цена путевки за 48 или 49 тысяч рублей вместо 50 тысяч вряд ли станет существенным фактором при принятии решения", - отметил Андрей Гаврилов.
При этом не стоит забывать и о других проектах, предполагающих сбор налогов с туристов - до 100 рублей в сутки. Пока получается, что разные ведомства выступают с противоречащими друг другу инициативами, отмечают эксперты "Российской газеты". Условно путевка может обойтись на 1 тысячу рублей дешевле за счет субсидии и стать на 1,5 тысячи дороже за две недели отдыха, если на территории Ставропольского края будет введен туристский налог.
Кстати, в свое время Турция субсидировала перевозку российских туристов туроператорам в размере примерно 6 тысяч долларов за чартерный рейс, рассказали "РГ" представители турбизнеса. В среднем чартерный рейс перевозит 200 пассажиров, то есть получалось более 2 тысяч рублей на человека, примерно так же, как предлагается сейчас. Однако прежние объемы организованного турпотока в Турцию и нынешнего в Россию все еще несопоставимы. У крупных туроператоров раньше было до 7 полетов на турецкие курорты в неделю. С учетом сезона продолжительностью в пять месяцев получалось, что один туроператор мог получать до миллиона долларов субсидий в год. "Поэтому многое будет зависеть от объемов перевозки. У нас есть довольно мощные туроператоры, работающие по 20 лет на отечественном рынке, которые возят отдыхающих на теплые курорты, например, в Краснодарский край. Но если мы говорим о проекте "Русские усадьбы" или о "Восточном кольце", предполагающем отдых на Дальнем Востоке, то пока еще не сформированы туроператоры, которые могли оперировать серьезными объемами по перевозке туристов", - отметил Андрей Гаврилов.
Между тем в проекте постановления правительства устанавливается минимальное количество туристов, привезенных одним туроператором, которое будет давать ему право на субсидию. Оно составит от 50 человек для Камчатки до 500 человек для Сочи и других морских курортов.
Чтобы стимулировать россиян больше путешествовать по стране, надо использовать разные экономические механизмы. В комплексе они могут дать хороший результат. "Например, у министерства культуры же был законопроект, позволяющий компенсировать затраты на отдых работнику за счет работодателя. Эта же идея обсуждалась в Совете Федерации", - напомнил Андрей Гаврилов. Причем предлагалась комбинация, которая была бы безубыточной как для работодателя, так и для бюджета.
Работодателя хотели наделить правом учитывать в составе расходов на оплату труда затраты на отдых работников и членов их семей на территории России. Сейчас работодатель может расходовать до 6 процентов средств из фонда оплаты труда, не выплачивая при этом налоги, по двум направлениям - по договорам добровольного личного страхования и по договорам на оказание медуслуг. При этом сумма трат не должна превышать 50 тысяч рублей на человека. "К этим двум направлениям мы предлагаем добавить третье - право работодателя оплачивать турпутевку по России своим сотрудникам и членам их семей", - рассказал "РГ" один из авторов законопроекта, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
Бюджету это не стоило бы ничего, потому что с 6-процентной части средств фонда оплаты труда, которые идут на здравоохранение, уже не платятся налоги, это прописано в законодательстве. А расходы на организацию отдыха повысят престиж работодателя, привлекут и удержат высококвалифицированные кадры. Это и помощь социально незащищенным работникам, например, многодетным семьям. Законопроект был поддержан и Российской международной академией туризма. "Надо просто сесть всем вместе - представителям министерства, Ростуризма, бизнеса, Совета Федерации, Госдумы, спокойно еще раз все обсудить и наметить реальные механизмы", - предложил Андрей Гаврилов.