16.08.2016 12:08
    Поделиться

    Почему бизнесменам выгодно сотрудничать с нижегородскими колониями

    Нижегородские колонии нарастили производство, несмотря на кризис
    До конца 2016 года в системе ФСИН Нижегородской области будет налажено производство пеллет из отходов деревообработки, начнется переработка пластмассы, а уже сейчас заключенные, в частности, делают уличные лавки и фонари, остановочные комплексы.

    О том, что еще колонии могут предложить внешнему миру и почему предпринимателям выгодно с ними сотрудничать, в интервью "РГ" рассказал начальник ГУФСИН по региону Николай Теущаков.

    Николай Васильевич, ощущает ли производственный сектор системы ФСИН на себе экономический спад в стране?

    Николай Теущаков: Стало меньше заказов на нашу продукцию и услуги сторонними организациями, но мы компенсировали это ростом производства для нужд уголовно-исполнительной системы (УИС), по итогам полугодия он составил 31 процент. В целом же объемы за этот период выросли на 0,8 процента - до 235,7 миллиона рублей, а чистая прибыль составила 5,2 миллиона.

    Чтобы повысить уровень занятости осужденных и экономические показатели, стараемся все время расширять ассортимент, только за первое полугодие мы освоили производство 29 видов новых изделий, в том числе рационов питания для сотрудников УИС и осужденных, продукции деревообработки, швейной промышленности. Объем выпуска новой продукции составил более 50 миллионов рублей.

    Производством одежды, деревянных и металлических изделий на территории колоний не удивишь, а какие-то сложные виды продукции нижегородскими заключенными делаются?

    Николай Теущаков: Позволю себе с вами не согласиться, ведь мы не всегда делаем все по "шаблону", есть эксклюзивные, авторские вещи, в том числе из дерева и металла. Порой у некоторых заключенных получаются просто произведения искусства.

    Но вообще спектр выпускаемой продукции очень широк. К примеру, мы делаем лавки для городских парков, в исправительной колонии (ИК) N 11 - автобусные остановки, в ИК-14 - уличные фонари и тротуарную плитку. 18-я женская колония наладила выпуск отличных спортивных сумок.

    В той же ИК-14 до конца года планируем запустить производство пеллет мощностью 1,2 миллиона рублей в месяц, в ИК-16 начнется переработка пластмассы в крошку, там, правда, заказ пока небольшой - на 150 тысяч рублей в месяц. Предпринимателям выгодно размещать у нас мощности, потому что расходы на оплату труда, коммунальные услуги, аренду помещений ниже.

    К слову, мы ежегодно проводим на Нижегородской ярмарке выставку товаров исправительных учреждений области "Острожный привоз". В этом году она пройдет с 15 по 18 сентября в павильоне N 3. По сути, это презентация производственных возможностей наших учреждений. Если вы еще не посещали ее, то я вам очень рекомендую это сделать, и, пользуясь случаем, приглашаю на "Острожный привоз" жителей и гостей Нижнего Новгорода.

    Какие требования предъявляются предприятиям, которые хотят сотрудничать с ФСИН, - получить рабочие руки, производственные площади?

    Николай Теущаков: Особых требований нет. Конечно, индивидуальный предприниматель или предприятие не должны находиться в реестре недобросовестных поставщиков. Еще одним важным критерием является платежеспособность и пунктуальность, своевременная оплата произведенного товара, выполненных работ и оказанных услуг.

    Большую роль в долгосрочных взаимовыгодных отношениях (например, с Горьковским автомобильным заводом мы сотрудничаем более 30 лет) играет понимание общей концепции и специфики производства в учреждениях УИС. Ведь приоритетной задачей для нас остается трудоустройство осужденных, их трудовая адаптация для плавного перехода в законопослушное общество, что, в свою очередь, максимально снижает риск повторного попадания человека в исправительные учреждения.

    Готов ли бизнес вкладываться в обучение заключенных, приобретать соответствующее оборудование?

    Николай Теущаков: Такие случаи бывают. К примеру, в сентябре 2013 года в ПТУ N 175 ИК-20 в рамках проекта "Возвращение", инициированного фондом поддержки социальных инноваций "Вольное дело", была введена новая специальность "слесарь по ремонту автомобилей" и оборудован учебный класс на 25 мест. Обучение длится пять месяцев, в результате осужденные приобретают востребованную профессию.

    Конечно, предприниматели, размещающие на наших площадях свое производство, используют не только оборудование исправительных учреждений, но и устанавливают собственное. Но по окончании договора, когда заказ выполнен, всю свою технику они забирают.

    У нас осужденные получают начальное профессиональное образование в семи училищах и 11 их филиалах, в которых ведется подготовка по 20 профессиям. Сейчас обучение проходят 1240 человек.

    Каков процент постоянно трудоустроенных среди спецконтингента?

    Николай Теущаков: В первом полугодии к оплачиваемому труду у нас было привлечено 4785 человек, или 39,1 процента от среднесписочной численности осужденных. Это число меняется незначительно, в зависимости от наполнения учреждений, на протяжении уже нескольких лет.

    Во сколько сегодня обходится содержание одного заключенного? И как вы считаете, может ли система ФСИН быть самоокупаемой?

    Николай Теущаков: Сейчас расходы на одного осужденного - коммуналка, питание, вещевое обеспечение, медицинское обслуживание, выплаты при освобождении - составляют у нас более 5 тысяч рублей в месяц. Но при этом мы не учитываем денежное довольствие, получаемое сотрудниками УИС, содержание зданий и сооружений, транспортные и другие расходы. Поэтому судите сами - дорого обходится государству содержание осужденных или нет.

    Что касается окупаемости, то сегодня Федеральная служба исполнения наказаний ставит перед территориальными органами задачу достичь как минимум полного продовольственного самообеспечения, чем мы и занимаемся. До конца года планируем организовать производство колбасных изделий, комбикормов, фасованного чая и пакетированного молока, эта продукция будет ориентирована на внутреннее потребление.

    Поделиться