Пока это только планы, но уже есть проект их реализации, подготовленный советом Открытого правительства.
И в первом квартале 2017 года не менее чем в пяти регионах страны, в их числе Москва, Татарстан, Калужская и Московская области, начнут оказывать дистанционные медицинские услуги. А среди пациентов первыми протестируют новую систему больные сахарным диабетом, чье самочувствие можно будет мониторить без личного присутствия в кабинете врача.
Медикам предстоит не только контролировать их самочувствие по Интернету, но и выписывать электронные рецепты, которые тоже начнут выдавать с 2017 года. Одновременно начнется обучение медицинского персонала и пациентов современным телемедицинским технологиям.
По мнению экспертов, если нововведение по рецептам не будет касаться психотропных и наркотических лекарственных средств, то серьезных минусов возникнуть не должно. Доработку госреестра лекарств предлагается поручить минздраву.
Но сначала надо принять закон о предоставлении медицинских услуг населению с использованием информационно-телекоммуникационных услуг. В этом году в Госдуму было внесено два законопроекта о телемедицине: один подготовлен минздравом, другой - при участии Института развития Интернета.
Пока же в России на законодательном уровне лечение и консультация по Интернету не закреплены. Сейчас даже звонок лечащего врача больному может быть интерпретирован как нарушение закона. Например, широкую огласку получил случай, когда врач одной из российских больниц поставил ребенку диагноз по фото рентгеновского снимка, который медсестра отправила ему через мессенджер WhatsApp. По этому случаю региональная прокуратура даже провела проверку. И информировала о ходе расследования на своем сайте.
Что надо предусмотреть в итоге в законе о развитии телемедицины? "Есть риски в сфере информационной безопасности: массивы личных данных пациентов могут стать доступны мошенникам или любым третьим лицам, что нарушит конфиденциальность медицинских сведений, - предупреждает эксперт независимого центра "Общественная Дума" Антон Соничев. - Также должен быть урегулирован вопрос с допуском к удаленному медицинскому обслуживанию только опытных высококвалифицированных специалистов, иначе качество оказываемых услуг может быть низким и здоровье пациентов пострадает".
Кроме того, любой квалифицированный врач понимает, что не каждый диагноз можно поставить дистанционно. "Например, в начальной стадии воспаления легких мы можем не иметь подтверждающих рентгенологических признаков. И только собранный врачом анамнез: аускультативная картина, перкуссия легких, лабораторные показатели - все это суммарно со снимком устанавливают диагноз пневмонии", - рассказала директор сети диагностических клиник Елена Маклакова.
Внедрению в здравоохранение телемедицинских технологий может помешать и отсутствие нормального Интернета в отдаленных регионах. Операторы идут туда крайне неохотно из-за низкой рентабельности и дороговизны затрат на инфраструктуру. Но эта проблема скоро будет решена. Уже сейчас, по данным минкомсвязи, доступность услуг проводного широкополосного доступа (ШПД) достигла 66,7 процента. При этом современная технология связи мобильного Интернета LTE уже доступна на территории, где проживает 60 процентов населения страны. Министерство рассчитывает, что в 2018 году уже 80 процентов домохозяйств страны будет иметь возможность подключения к ШПД, как к мобильному, так и фиксированному. "Так что в перспективе нескольких лет телемедицинские услуги действительно могут быть распространены по всей России", - отметил Антон Соничев.