Это редкий фестиваль, который не поддался общему тренду сезона - приглашать ради расширения аудитории и артистов из других жанров (к чему приучил, например, "Усадьба-джаз в Архангельском"). Единственный - бесплатный для зрителей. А еще - уютный и душевный, благодаря тому, что помимо музыки здесь хватало и других типично городских развлечений. Потому нет ничего удивительного в том, что несмотря на сырую и прохладную погоду в "Эрмитаже" два дня было и весело, и интересно.
Первые зрители, появившиеся на площадке, поспешили занять сидячие места возле сцены. И многое потеряли. Конечно, приятно слушать хороший джаз вдумчиво и с комфортом. Тем более, что этот московский open-air принципиально не отвлекается на другие жанры и ориентируется только на джаз, представляя и его главные, и менее привычные направления. От вокального и биг-бэндов до импровизаций на столь редко вовлекаемом в джазовые композиции инструменте, как аккордеон. Но все же, уж больно много всего интересного происходило и за спинами меломанов, счастливо вжавшихся в завоеванные ими места!
Кто-то делал сэлфи с выставленными на полянах прозрачными изображениями инструментов: ударных, контрабаса, саксофона. Другие просто удобно устраивались на траве. Рядом проходили мастер-классы: курсы диджеев и танцев. В мобильной студии Maskeliade Street Studio можно было попробовать создавать собственную музыку, а в мастерской "Музыка ветра" учили делать воздушные колокольчики. В одном из шатров пускали поиграть на цифровых пианино. А в викторинах и творческих конкурсах можно было выиграть приятные призы, в том числе лучшие записи джаза на виниле…
Взрослые играли и веселились, как дети. Но малышам, конечно, было еще радостей: сцена в "Эрмитаже" не простая, а уходящая вглубь, со ступеньками. Детям нравилось по ним карабкаться. На собственно музыку, многие из них, наверное, обратили внимание, только когда на сцену выбралась афроамериканка Суит Бэби Джей в сопровождении квартета российского ударника Павла Тимофеева. Эта большая во всех смыслах певица из США лихо выдала первые ноты гортанным, могучим и страстным голосом. И моментально приковала к себе всеобщее внимание. А малыши, глядя как завороженные, потом еще больше принялись бегать и танцевать, поглядывая на мощную и колоритную тетю, будто на персонажа из какой-то очень впечатлившей их затейливой сказки. Кто-то даже уже пытался и подпевать.
Впрочем, и другие сеты дня были очень хороши: "Посвящение Джону Колтрейну" мини-бэнда Игоря Уланова и выступление отечественного джаз-гитариста Алексея Кузнецова, виртуозно и хлесткое жоглирующего ритмами, тембрами, а помимо джаза прекрасно владеющего стилистикой блюза и босса-новы. Причем, специальным гостем его программы стал именно аккордеонист Владимир Данилин.
В воскресенье погода катастрофически испортилась. Зато программа фестиваля снова была увлекательной и разноплановой. Большой джазовый оркестр под управлением трубача Петра Востокова исполнил песни "битлов". Востоков объяснил такой выбор: "Он связан с 50-летием пластинки, в которой Фарелл подготовил аранжировки на мелодии Пола Маккартни и Джона Леннона. Мы эту программу называем "Большой джазовый оркестр играет Beatles".
Но главным хэдлайнером дня стал все-таки Алекс Сипягин. Больше 20 лет назад этот трубач уехал делать джазовую карьеру в США. Альбомы, на которых он играл, завоевывали премии Grammy, а потом его пригласили преподавать в университете Нью-Йорка. "Я преподаю специальность трубу, импровизацию, аранжировку, ансамбль. Использую каждый шанс, если приглашают в Россию. Для меня это - в первую очередь. Мы исполняем мои оригинальные композиции, в основном, которые я записал на последнем своем диске", - рассказал музыкант.
Но и всего этого джазменам оказалось мало. Ради радости встречи со зрителями и друг с другом, уже позже вечером, они устроили совместный джем-сейшн и в одном из московских кафе. Джаза ведь всегда немножечко не хватает.