Новости

17.08.2016 22:00
Рубрика: Общество

И яблоки, и свет без пламени

19 августа православные отмечают праздник Преображения
Когда мы цитируем ставшие уже крылатыми фразы профессора Преображенского из "Собачьего сердца", мы вряд ли задумываемся над тем, что Булгаков наделил своего героя этой фамилией неслучайно.
Преображение Христа приоткрыло людям не только тайну Бога, но и тайну Божественного замысла о материи. Фото: Джованни Баттиста Паджи "Преображение Господне" 1596 г. Преображение Христа приоткрыло людям не только тайну Бога, но и тайну Божественного замысла о материи. Фото: Джованни Баттиста Паджи "Преображение Господне" 1596 г.
Преображение Христа приоткрыло людям не только тайну Бога, но и тайну Божественного замысла о материи. Фото: Джованни Баттиста Паджи "Преображение Господне" 1596 г.

Во-первых, это так называемая семинаристская фамилия, подобные давались будущему духовенству еще в семинариях или уже в духовных академиях, и здесь указание на происхождение профессора. А во-вторых, из всего множества церковных фамилий, из всех этих Покровских, Богословских, Благовещенских, Виноградовых - все не перечислишь, их действительно очень много! - Булгаков отчего-то выбрал своему герою фамилию, связанную именно с явлением преображения. Почему? Ответ на вопрос в конце статьи, но, полагаю, многие читатели догадаются раньше, стоит только разобраться, что означает слово "преображение" и что за праздник отмечают православные 19 августа.

Начнем с самого слова. "Изменение, метаморфоза, превращение, трансформация, перерождение" - все это синонимы преображения, но при всей кажущейся близости слов преображение - нечто совсем иное. Чтобы понять, в чем разница, обратимся к Евангелию. К тому, как описывает событие Преображения первоисточник, попутно отметив, что сейчас слово пишется уже с заглавной буквы - объяснение позже. Итак, рассказ евангелиста Луки, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи, когда Иисус ходит со Своими учениками по Палестине и проповедует Благую весть.

Однажды Иисус, взяв с Собою трех учеников - Петра, Иоанна и Иакова, "взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме". Что значит "говорили об исходе"? О чем же они беседовали: Иисус и два ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греху и смерти. "Петр и его спутники забылись дремой, - читаем дальше, - а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!" "Он не знал и сам, чтo говорил", - замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда такое по-человечески понятное, но тем не менее наивное желание остановить мгновенье, замереть, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, "как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: "Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели".

Так произошло Преображение Иисуса Христа - явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: "Преображение - это существенное изменение образа (найдем, выделим корень "образ" в слове!), проявление в уже известном нового, еще неведомого нам качества". О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы слово в этом случае пишется потому, что само событие произошло с Богом.

Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд - не только от Бога, но и от материи. Важно еще, что, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак, знамение, о том, что Иисус есть Сын Божий. Иконы и картины, посвященные Преображению, изображают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют "фаворским светом", так как полагают, что Преображение произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части - апостолы.

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богини любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая - винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя - Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам "плодов земных". Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть, и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности!

Иван Шмелев - "Лето Господне". "Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви - не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам - передаются - к "Празднику!". Проплывают над головами узелочки - все яблоки, просвирки, яблоки... В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным - свежими яблоками. Они везде... Необыкновенно, весело - будто гости, и церковь - совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их - посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: "Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!" И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть - Преображение". Чистота детского восприятия помогает нам уловить сердцевину явления Преображения. То есть Преображение - это не просто праздник в память о некогда случившемся в истории событии, это нечто, что может произойти и происходит не только с каждым из нас, но и со всем материальным миром, и с яблоками в том числе. Потому что вся материя призвана быть обоженной.

Поэтому преображение не есть просто изменение. "В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем Царства Божия... Сущностный признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая Тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело - одеяния. Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия... Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил и лучился из него" (преп. Иустин Сербский).

"Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, - пишет епископ Мефодий (Кульман), - но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор - это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха".

Эти цитаты могут показаться абстракцией, но если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых - на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение "он весь светится от радости", мы поймем, что Преображение Господне - это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы. И тайны замысла Божьего о материи.

А что там с булгаковским профессором? Почему Михаил Афанасьевич сделал его именно Преображенским? Судите сами. Умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое - преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.

Три спаса Августа

Успенский пост (14 - 28 августа), готовящий нас к празднику Успения (28 августа), обрамлен тремя праздниками, посвященными Спасителю. 14 августа - праздник Всемилостивого Спаса (народное - "Медовый Спас"), день Преображения Господня ("Яблочный Спас") - 19 августа, и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа ("третий Спас, Ореховый") - 29 августа. Бытовая жизнь русского народа раньше была пронизана христианством. Христианские праздники органично вписывались в повседневную жизнь. К празднику Преображения поспевали яблоки. В народном сознании - безусловный дар Божий человеку. Поэтому их и приносили в храм для освящения. И яблоки становились уже не просто пищей, не просто лакомством, а воплощением милости Бога к нам, Божьей благодати. Яблоки освящали и только потом начинали их есть и угощать ими всех, особенно бедных.

Общество Религия Православный календарь с Марией Городовой