17.08.2016 19:48
Поделиться

Духовой оркестр армии Израиля приедет на фестиваль "Спасская башня"

Все знают, что вооруженные силы Израиля находятся в постоянной боевой готовности. Солдаты срочной службы обоих полов даже в увольнение ходят со своим табельным оружием и боекомплектом. Никто в точности не скажет, какова численность Армии обороны, это большой секрет, но серьезные эксперты склоняются к тому, что контингенты сухопутных, военно-морских сил, а также ВВС насчитывают под двести тысяч человек.

Однако есть в этом войске одно подразделение, которое одинаково востребовано всеми - танкистами, летчиками, спецназом, моряками и саперами. Это духовой оркестр Армии обороны. Он и вправду - единственный на все вооруженные силы, а потому едва ли не ежедневно путешествует из гарнизона в гарнизон, играя на построениях, парадах, сопровождая воинские ритуалы. А еще он единственный имеющий статус Государственного церемониального оркестра, что означает неизбежную повинность присутствовать на всех главных протокольных мероприятиях, исполнять гимны разных стран. Иными словами, нагрузка на музыкантов падает нешуточная. А музыканты между тем почти дети, мальчики и девочки призывного возраста, солдаты и солдатки срочной службы. Шесть лет назад, осенью 2010-го, этот коллектив уже принимал участие в фестивале на Красной площади, завоевав симпатии москвичей своими темпераментными выступлениями. Но от прежнего состава сейчас не осталось ни единого человека. Тогдашний дирижер, бывший одессит, подполковник Михаэль Яаран вышел на пенсию и теперь руководит небольшим джаз-оркестром. И только сувениры от "Спасской башни" в шкафу, рядом с кабинетом начальства, напоминают о тех временах: ваза, тарелка, парадные фуражки.

27 августа в Москве открывается Девятый Международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня"

Начальников трое - дирижер оркестра майор Ноам Инбар, командир майор Шарон Элькайсам и шеф протокола подполковник Одед Нахари. Все они сдержанно отвечали на вопросы корреспондента "РГ" под присмотром еще одного лица в форме рядового солдата, это была красивая брюнетка с длинными ногами, убедительно просившая не приводить в газете ее имени. Девушка, как я понял, осуществляла надзорные функции, иначе говоря, следила за тем, чтобы офицеры ненароком не выдали военную тайну. В Израиле с этим очень строго. И вот что мне удалось у них выпытать. Подразделение насчитывает шестьдесят пять музыкантов плюс восемь солдат обслуживающего персонала. Все они, независимо от музыкальной специализации, проходят курс молодого бойца, учатся стрелять и ползать по-пластунски, ходят в караулы, занимаются строевой подготовкой, но все же основное время посвящают Мельпомене. Особенно горячая пора у этих ребят сейчас, когда оркестр готовится к поездке в Москву. Репетируют каждый день и помногу часов.

Поскольку едва ли не каждая еврейская семья обучает своих чад игре на скрипке или пианино и в каждом израильском городе есть свое музыкальное училище (там они именуются консерваториями), то проблем с набором новобранцев в оркестр не бывает. Напротив, на одно место претендуют сразу по десять человек. Как и все другие солдаты срочной службы, оркестранты получают от государства месячное довольствие, которое в переводе на доллары составляет примерно сто пятьдесят "зеленых". Семиминутное попурри, которое в эти дни шлифует оркестр, состоит из фрагмента армейского гимна, популярной мелодии из мюзикла "Скрипач на крыше", фольклорной песни "Завтра", зажигательной "Хава Нагила" (как без нее?), американской поп-музыки и еврейской народной песни "Шолом алейхем". Вот с такой программой эти ребята выйдут на Красную площадь, надеясь повторить успех своих предшественников 2010 года.

В ходе переговоров с московской дирекцией фестиваля, как и в прошлый раз, израильтяне выдвинули ряд особых требований. Например, попросили, чтобы их рацион состоял исключительно из кошерных продуктов, а в субботу (шабат!) ставить их выступление попозже, "когда зажгутся первые звезды". Как и в прошлый раз, дирекция пошла гостям навстречу. Мне же офицеры высказали еще одно пожелание: оркестр хотел бы выступить перед еврейской общиной Москвы. Думаю, что и с этим проблем тоже не будет. Поскольку население Израиля едва ли не на треть состоит из граждан бывшего Советского Союза, то, ясное дело, я не мог не спросить, есть ли такие люди в оркестре. Мне тут же представили кларнетиста Диму Васильева (Омск), а затем заместителя дирижера Всеволода Волынского (Выборг).

Скромняга Дима приехал на Землю обетованную с мамой пятнадцать лет назад. Оба родителя - профессиональные музыканты, поэтому и его путь был с детства определен - в музыкальное училище. Два года в солдатах Дима уже оттрубил, остался еще год. А чем займется, сняв погоны, пока не знает, хотя служба в оркестре это хороший трамплин для того, чтобы сделать карьеру на поприще высокого искусства. Многие вчерашние солдаты стали известными музыкантами, а бывшая рядовая Хен Райс - теперь солистка Венской оперы, звезда мирового уровня. Я поинтересовался у подполковника Нахари насчет роты почетного караула, которая в других армиях, как правило, соседствует рядом с церемониальным оркестром. Но внятного ответа так и не получил. Вроде бы такое подразделение есть, однако, пояснил подполковник, "наша армия молода и особых ритуальных традиций пока не выработано". Зато шеф протокола красиво подвел итог всему интервью. "В этом году все мы отмечаем четверть века восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем, - сказал он. - Наш предстоящий приезд в Москву и участие в фестивале "Спасская башня" - важная часть этого позитивного процесса".

Он взглянул на девушку-солдатку с внешностью фотомодели, которая бдительно вслушивалась в наш разговор. Та широко улыбнулась: возражений нет!