17.08.2016 21:01
Поделиться

Уральцы перестали жаловаться на рост цен

Антимонопольное законодательство является эффективным регулятором: этот вывод подтверждают отчетные цифры Свердловского управления Федеральной антимонопольной службы. Эксперты отметили две тенденции: бизнес приучился соблюдать законы, а граждане адаптировались к рыночной динамике.

Однако одна из ключевых сфер внимания антимонопольщиков, а именно государственные закупки, стабильно изобилует нарушениями. За первое полугодие к ответственности привлечены более 300 чиновников, которые пополнили казну штрафами на полтора миллиона рублей.

- Уже десять лет, с момента выхода соответствующего закона, количество выявленных при госзакупках нарушений остается примерно одинаковым - 40-45 процентов, - сообщил руководитель УФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов.

По его словам, самые дисциплинированные в этом плане региональные органы власти, им уступают муниципалы, ну а наибольшее количество нарушений допускают чиновники федеральных структур. Причина, по мнению Дмитрия Шалабодова, кроется в профессионализме исполнителей: специалистов департамента закупок субъекта РФ, где оформляются десятки тысяч операций, трудно сравнить с федеральным ведомством, где закупок на пару порядков меньше, а весь коллектив - полсотни человек.

Производители не устают обвинять ретейлеров в заговорах, однако жаловаться в УФАС не спешат

Что касается соблюдения закона о защите конкуренции, то, судя по структуре жалоб, главные его нарушители - ресурсоснабжающие организации, создающие препоны при технологическом присоединении к сетям: с ними связано 12 из 19-ти рассмотренных в первом полугодии дел по статье о злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Борьба с возведенными ими "надолбами" ведется в том числе и путем просвещения: на сайте УФАС выложена пошаговая инструкция для тех, кто желает подключиться к сетям.

На еще одного нарушителя-"чемпиона", фонд капремонта, жалоб поступило в несколько раз меньше. В прошлом году обоснованными признали 70 процентов из них, а за первые шесть месяцев 2016-го - только одну из 20-ти.

За полгода рассмотрено всего два дела на торговые сети, точнее, две жалобы на одну и ту же сеть, которая "не подпускает" к своим магазинам местных производителей. Последние не устают обвинять ретейлеров в заговорах, однако воспользоваться законом не спешат.

- Отчего же вы не пишете заявления? - интересуется руководитель антиномонопольного управления. - Отвечают, что тогда их вообще никуда не пустят. Но тут нужно выбирать: или защищать свои права с помощью обращений в компетентные органы, или смириться с существующим положением вещей.

Меньше стало и сомнительной рекламы. По-прежнему лидируют жалобы о навязчивых СМС-рассылках (40 процентов от общего числа), однако по сравнению с тем же периодом прошлого года их меньше в три раза. Антимонопольщики с энтузиазмом встретили решение суда первой инстанции, который наконец-то наказал за нарушение закона "О рекламе" не одного из бесчисленных контрагентов, а оператора связи из "большой тройки". Штраф намного превышает доход от рассылки, а значит, экономическая целесообразность подскажет нарушителям верное решение.

Бороться с использующей непристойные женские образы рекламой антимонопольщикам помогает полиция, которая предоставляет информацию о гражданках, привлеченных за занятия проституцией. Если те связаны договорными отношениями с рекламирующими себя компаниями типа массажных салонов, то эти фирмы фактически рекламируют незаконную деятельность. За отчетный период управление рассмотрело два таких дела, еще два возбудило.

Что интересно, свердловчане практически перестали жаловаться на рост цен: всего шесть жалоб за полгода, тогда как только за первые три месяца 2015-го их поступило более 50-ти. Возможно, полагают антимонопольщики, население адаптировалось. К тому же на прошлой неделе впервые с начала года стоимость продуктовой корзины пошла вниз. Тем не менее, в первом полугодии 2016-го инфляция в целом по России составила четыре процента, тогда как в Свердловской области - семь, а индекс потребительских цен вырос на четыре процента. Но, возможно, покупатели осознали, что сами располагают эффективным инструментом-регулятором.

- Во время проверок мы выявляли разницу цен в 100-150 процентов - и даже не на пути от производителя до прилавка, а просто по сравнению с соседними магазинами. Но нормативного акта, который регулировал бы максимальный размер наценки на продукты питания, не существует ни в одном регионе России, кроме Крайнего Севера, - отмечает Дмитрий Шалабодов. - Этот вопрос неоднократно обсуждался, но закон так и не был принят. Единственное, что можно посоветовать потребителю, - идти в другой магазин и покупать товар там. Голосовать рублем.