То есть не прошедшую исследований в аккредитованных испытательных лабораториях. Обсуждается, что недобросовестных производителей, поставщиков и продавцов детских товаров будут наказывать вплоть до уголовной ответственности за рекламу, распространение, использование "серых" сертификатов. Об этом "РГ" сообщил директор департамента развития промышленности социально значимых товаров Дмитрий Колобов. Сейчас в министерстве создается рабочая группа при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
По словам Антона Зязина, представителя Ассоциации производителей детских автокресел, к примеру, сертификация импортных детских автокресел превратилась в профанацию. "Поскольку в России признаются протоколы испытаний образцов детских автокресел иностранных лабораторий, это открывает широкие возможности для махинаций. Мошенники подделывают протоколы испытаний, штампуют на их основе сертификаты "за час". При этом сами протоколы испытаний отсутствуют.
Оборот детских автокресел на российском рынке - два миллиона единиц ежегодно. Пока наших производителей проверяют, иностранные могут гнать сюда всю некондицию, которую не принимает Евросоюз.
"Безопасность и качество импортных детских товаров на российском рынке в 50-60 процентах случаев подтверждаются липовыми сертификатами. Либо с большими нарушениями правил сертификации, когда испытательных лабораторий либо не существует, либо испытания в них неполные", - говорит Зязин.
Например, имея аттестат, выданный Росаккредитацией на испытания детских игрушек на один параметр по уровню шума, в недобросовестных лабораториях предлагают "замеры оптом". По десяткам параметров, на все случаи жизни, включая формальдегиды, электромагнитную совместимость, качество материалов и т.д. В итоге подлинные испытания на наличие этих опасных веществ товары не проходят. В зоне риска - здоровье детей. Роспотребнадзор во время проверок не раз находил в куклах или машинках аллергенный формальдегид, свинец, бензол, ртуть.
Еще одна "дыра" - регистрация деклараций о соответствии по протоколам несуществующих лабораторий, не имеющих не только оборудования, но юрлица, директора, договора субподряда, вообще ничего. Доля таких деклараций составляет 20-35 процентов.
Решение проблемы возможно в случае внесения минпромторгом поправок в правила сертификации, позволяющие заявителям регистрировать декларации только на протоколах аккредитованных испытательных лабораторий. "В идеале это означает, что отдельные категории товаров, например, образцы детских автокресел, придется испытывать в России или подтверждать их легитимность соглашениями с иностранными лабораториями на предмет достоверного прохождения испытаний", - говорит Зязин. Так же ассоциация предлагает проводить тестовый краш-тест на каждом пятитысячном авто- кресле для подтверждения его безопасности.
По словам экспертов, подлинность сертификатов, размещенных на сайте Росаккредитации (fsa.gov.ru ), трудно доказать, слишком много "подводных" камней, а ответственность органов по сертификации размыта. Роспотребнадзор не вправе их проверять. И, как показывает практика, даже достоверные испытания могут оказаться под сомнением. Поскольку контрольные образцы, которые должны хранить поставщики или лаборатории, отсутствуют, якобы нет мест для хранения, дорого хранить... Согласитесь, странный аргумент.
Еще одна проблема: торговые сети и магазины не контролируют подлинность сертификатов.
Деловые предпринимательские объединения предлагают минпромторгу пересмотреть процедуры сертификации. Во-первых, выдавать сертификаты только вместе с протоколами испытаний, которые будет обязана публиковать Росаккредитация на своем сайте. А не голые номера протоколов испытаний , как это происходит сейчас. При этом продавцы также должны иметь копии протоколов испытаний.
Во-вторых, в обязательном порядке хранить контрольные образцы испытаний.
Чтобы навести порядок с сертификацией, может понадобиться и страхование ответственности испытательных лабораторий и центров, введение совокупной ответственности лабораторий и экспертов, которые подписывают заключения на выдачу сертификатов. "Наличие собственных производственных мощностей в России будет также расцениваться в качестве гарантии от злоупотреблений", - резюмирует Дмитрий Колобов.
Масштабы сертификационного бедствия в легкой промышленности аналогичны. После обкатки эксперимента на детских товарах систему допуска собираются перенести на текстиль и одежду. На цене товара честные лабораторные исследования не отразятся. К конечной цене игрушек и товаров для детей лабораторные исследования добавляют от 30 копеек, говорит Зязин.
О своих предложениях, как бороться с "левыми" детскими товарами на нашем рынке, "Российской газете" рассказали в Федеральной службе по аккредитации.
Во-первых, деятельности лжеорганизаций, которые выдают сертификаты соответствия и протоколы испытаний, не имея аккредитации, необходимо давать уголовно-правовую оценку и привлекать к борьбе с ними правоохранительные органы.
Во-вторых, разработать и нормативно закрепить механизм отмены сертификатов соответствия, которые были выданы лишенными аккредитации организациями. Сейчас такого механизма нет, что порождает множество проблем.
В-третьих, нужно понимать, что рынок оценки соответствия насчитывает тысячи организаций и на практике отследить каждый протокол испытаний, на основании которого на рынок попадает некачественная, небезопасная или контрафактная продукция, довольно сложно. Одним из способов решения этой проблемы могло бы стать создание единого реестра протоколов испытаний, с помощью которого можно проверить подлинность этих документов по аналогии с уже существующими и успешно работающими реестрами сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
Росаккредитация, напомнили в ведомстве, уже выступала с такой инициативой, однако реестр протоколов испытаний - это огромный массив данных, поэтому для его создания и и обработки потребуются значительные организационные усилия и материальные затраты.