Основной площадкой праздника станет Архангельск: 31 августа 1941 года именно сюда пришел первый караван союзников "Дер-виш". На праздник ждут гостей из девяти стран мира, среди них - принцессу Анну, дочь королевы Елизаветы II. К встрече высоких особ и боевых друзей готовит парадный китель юнга 1943-го, капитан Северного морского пароходства в отставке, верный читатель "Российской газеты" Валерий Неклюдов. Накануне торжеств журналисты "РГ" поздравили ветерана с праздником.
Полный список поставок ленд-лиза займет десятки страниц. "Дорогой бомб", как окрестили ее ветераны конвоев, в Советский Союз доставили более 12 тысяч танков, торпедные катера, тральщики, тепловозы, оружие и взрывчатку. Голодающий Архангельск принимал и отправлял на фронт сотни тонн американской муки, в то время когда суточная норма хлеба в городе была ниже блокадной - по данным госархива, она опускалась до 75 граммов в одни руки. Женские и детские.
- Берешь прозрачный кусочек черного, а сверху шлепаешь шмат пахучего тюленьего сала. Нос по-крепче зажать - и порядок, - вспоминает Валерий Константинович.
Кадр из памяти о военном Архангельске - розвальни, на которых везут тюленью тушу, вторая привязана сзади и оставляет на пути в магазин неровный след на снегу. Тюлень спас семью Неклюдовых от голодной смерти после потери хлебных карточек. Как и многие другие архангельские семьи: сегодня у памятника тюленю на Набережной Двины лежат цветы.
А потом был флотский паек и новый ватник. После школы юнг Северного морского пароходства Валерий попал на грузопассажирский пароход "Мудьюг", сопровождавший конвои. Трехразовое питание - о чем еще мог мечтать ребенок в 1944-м?
Он стал одним из тысяч архангельских мальчишек, "призванных" во флот в 13-14 лет. Отцы воевали на фронте, дети - в Арктике. "Мудьюг" перевозил раненых, технику, продукты. Треть экипажа - юнги. Пароход был оснащен зенитными пушками: 20-миллиметровые "Эрликоны" - на мостике, ящики со снарядами - под полубаком.
- Во время налета бежишь к полубаку, затем со снарядом по палубе, а еще нужно подняться на мостик, - вспоминает Валерий Неклюдов. - Подносить боеприпасы была прямая обязанность юнги. Не страшнее, кстати, чем дежурить на чердаке нашего деревянного дома в Архангельске во время бомбежки - вокруг все гремит и полыхает, а ты ждешь, пока очередная зажигалка пробьет крышу. Клещами ее - и в ящик с песком.
Дети-конвойщики стояли и на разгрузке. День выдавался сытным, если мешок с американской мукой рвался на весу. Замешанные юнгами лепешки быстро подсыхали на горячих трубах, ведущих к паровым лебедкам "Мудьюга". Это был "настоящий" хлеб, в отличие от опилок с мукой, которые выдавали в Архангельске по карточкам. Вместо масла - слой олифы (пока боцман не поймал). Тем временем один пароход типа "Либерти" во время конвоев доставлял в Архангельск тысячи мешков зерна и коробок с мясными консервами. Все для Победы...
Столица Поморья уже начала отмечать юбилей полярных конвоев. В Гостином дворе Архангельского краеведческого музея при поддерж-ке Российского военно-исторического общества открылась выставка "75/25". В экспозиции - коллекция уникальных снимков северных конвоев и их участников -полярных ветеранов. Среди них - Валерий Неклюдов и другие "мальчики с бантиками", в честь которых назвал свою знаменитую книгу соловецкий юнга, писатель Валентин Пикуль. Бантики детям прикрепляли на бескозырки вместо обычных длинных ленточек - это был главный знак отличия морских "гаврошей". Каждый четвертый из них с войны не вернулся.