В начале 2016 года вступили в силу изменения в федеральное законодательство, ограничивающие личные неимущественные права должников. Принесли ли эти поправки результат?
Юрий Чудновец: Нововведения предусматривают, что должника ограничивают в специальных правах, например, в управлении автомобилем, самолетом или яхтой. Причем речь идет не о лишении удостоверения водителя или пилота, а только о запрете на управление транспортным средством до момента погашения долга. Эта норма чаще всего применяется при взыскании алиментов, возмещении вреда здоровью или в связи со смертью кормильца, при компенсации имущественного ущерба или морального вреда от преступлений, а также при взыскании административных штрафов. Но сумма долга должна превышать 10 тысяч рублей.
За полгода в пользу детей мы взыскали 156 миллионов рублей (это без учета денег, добровольно выплаченных должниками либо удержанных бухгалтериями). Из них около 27 миллионов должники вернули благодаря применению ограничения выезда за границу, еще 15 миллионов рублей - благодаря временному ограничению в использовании специальных прав. Причем более половины этой суммы было внесено сразу же после получения предупреждения о возможном ограничении.
В каких случаях должников лишают спецправ и дают ли им шанс на исправление?
Юрий Чудновец: Сумма долга должна превышать 10 тысяч рублей. Открывая исполнительное производство, мы предупреждаем должника, что, если он не заплатит по счетам, мы временно ограничим его спецправа. Если предупреждение не принесло ожидаемого эффекта, мы устанавливаем, какие у него имеются. После этого направляем информацию о запрете их использования в госорганы - ГИБДД или ГИМС. Во втором полугодии мы планируем проводить совместные с ГИБДД проверочные рейды, чтоб проверять, как исполняется введенное ограничение.
За первое полугодие в Крыму возбуждено более 52 тысяч исполнительных производств, а вместе с перешедшими из прошлого года их около 100 тысяч. Увеличивается ли сумма взысканных средств?
Юрий Чудновец: За первое полугодие окончено и прекращено почти 40 тысяч исполнительных производств, что на 15,8 процента больше, чем в аналогичный период прошлого года. Взыскать удалось почти 528,9 миллиона рублей, что на 80 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Таким образом, мы за первое полугодие на 84 процента выполнили годовой план взыскания исполнительного сбора, а плановое задание по фискальным платежам - почти на 62 процента.
Какова структура долгов на полуострове?
Юрий Чудновец: Около 40 процентов исполнительных производств занимают административные штрафы, в том числе выписанные ГИБДД. Но в последнее время благодаря возможности уплатить штраф ГИБДД добровольно с 50-процентной скидкой у нас работы стало меньше процентов на 20. Еще около 15 процентов общей суммы задолженности составляют алиментные платежи. Остальные долги распределяются следующим образом: жилищно-коммунальные - 2,1 процента, взыскания задолженности между физлицами - 35,4 процента, налоговые долги - 2 процента, прочие виды долгов - 5,5 процента.
Какой процент судебных решений удается исполнить?
Юрий Чудновец: Фактическое исполнение с начала года составляет почти 35 процентов - это случаи, когда долги взысканы. Но иногда при проверке доходов должника выясняется, что брать у него нечего. В этом случае приходится закрывать исполнительное производство, хотя человек продолжает числиться в нашей базе данных должником, и как только у него появится имущество, производство будет возобновлено.
Как часто должники возвращают долги добровольно?
Юрий Чудновец: В первом полугодии по доброй воле вернули 244,6 миллиона рублей. Для сравнения, в прошлом году - 95,6 миллиона. Все больше людей понимает, что платить все равно придется. Остальных огорчу: с начала года приставы не выпустили за границу 4000 крымчан и ограничили право пользования автомобилем 1,5 тысячи. Так что лучше заплатить своевременно и жить спокойно. Тем более что сейчас есть много способов вернуть долги, имея доступ в Интернет. ФСПП разработала мобильное приложение, скачав которое, можно получать уведомления о наложенных штрафах. Узнать о своих долгах можно и на сайте ФССП России: fssprus.ru.
Как действуете, если должник добровольно не готов расстаться с имуществом?
Юрий Чудновец: Начинаем розыск. С начала года открыли 461 дело, а с учетом остатка прошлого года в работе находилось 908 таких дел. Помогают нам в поиске должников другие госструктуры, например, погранслужба и таможня, с которыми мы подписали соглашение о взаимодействии. Эффективность розыскной деятельности в Крыму выше, чем в среднем по России - 33,3 против 27,6 процента.
Если должник категорически отказывается платить по счетам, приходится арестовывать его имущество: за первое полугодие наложено 1237 арестов на сумму 309 миллионов рублей, что значительно больше прошлогоднего показателя. От реализации имущества поступило 19,5 миллиона рублей, что на 856 процентов больше, чем за аналогичный период 2015 года.
А кто реализует арестованное имущество?
Юрий Чудновец: Принудительную реализацию должны проводить специализированные организации, привлекаемые министерством имущества и земельных отношений РК. Но у должника есть право самостоятельно продать его и перечислить деньги на счет ФССП, если нет спора о стоимости имущества. Кстати, судебные приставы имеют право оценивать вещи, имеющие стоимость не более 30 тысяч рублей. За полгода таким способом было реализовано имущества на 19,5 миллиона рублей.
В поисках средств для погашения долга вы взаимодействуете с банками и другими финансовыми организациями?
Юрий Чудновец: Конечно, когда мы начинаем исполнительное производство, то направляем запросы о наличии счетов должника в банках России. Законодательство обязывает финучреждения, принимающие платежи, оперативно направлять в государственную информационную систему сведения о действиях должников, причем как физлиц, так и юрлиц. Кроме того, мы подписали соглашение с РНКБ об электронном списании денежных средств со счетов должников и в июле впервые его применили.
А сами банки к вам за помощью для взыскания долга уже обращаются?
Юрий Чудновец: Начинают. Хотя доля таких исполнительных производств всего около 1,2 процента. В основном банки взыскивают задолженность не с крымчан, которые еще не успели обрасти кредитами, а с жителей других регионов России, которые перебрались в Крым вместе со своими долгами.