После аварии выяснилось, что это один из самых опасных дорожных участков в Крыму, который нуждается в реконструкции: об этом сказал глава РК Сергей Аксенов и добавил, что в последнее время его транспортная загруженность возросла.
Шесть человек погибли сразу, еще пятнадцать пассажиров, в том числе дети, получили травмы различной степени тяжести. Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 3 статьи 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Прокуратура Крыма организовала проверку исполнения законодательства о безопасности пассажирских перевозок. Также под контролем прокуроров будет проводиться доследственная проверка.
По предварительным данным, водитель не справился с управлением на повороте. Также не сбрасывают со счетов версии с технической неисправностью машины и с неудовлетворительным состоянием дорожного полотна.
Имея на руках информацию из открытых источников, невозможно предположить, какая из версий ближе к истине. Ведь сегодня транспорт в Крыму - и междугородний, и городской - это, в основном, "Эталоны", "Богданы" и прочие малые автобусы вместимостью около 60 человек. В городе их можно узнать по характерному скрипу тормозов, слушать который в салоне порой невыносимо. Множество частников, обслуживающих маршруты, умудряются выводить неисправные автобусы на маршруты каждый день. Условия труда водителей на таком транспорте трудно назвать комфортными.
Нельзя исключить и некачественную дорогу.
Однако по мнению директора ГУП РК "Служба технического надзора" Владимира Александренко, в произошедшем виноват водитель.
- Я был там две недели назад, - рассказал он "РГ". - Дело не в покрытии. Скорее всего, как это часто бывает, виноват человеческий фактор. Даже если бы там был отбойник, вряд ли водителю удалось бы остановить несущийся автобус. Профессионализма, культуры вождения и ответственности у водителей, механиков и других работников сферы 20-30 лет назад было куда больше. Тогда механизм контроля транспорта был отработан до автоматизма. Чтобы получить в водительские права сейчас, нужно в три-четыре раза меньше практических занятий, чем раньше.
Ключевые комментаторы все как один отказываются говорить об аварии. Руководители ведомств, ответственных за дороги и транспорт, не рискуют допустить утечку информации.
- Есть первые итоги проверки, но они не подтверждены документально, поэтому я не могу их озвучивать, - сказал корреспонденту "РГ" замначальника крымского управления Ространснадзора, которое сейчас проверяет "Керченское АТП N14313", Тофик Сулейманов. - Ответственность перевозчика перед пассажирами была застрахована, цифровой тахограф российского производства был вовремя установлен. Возможно, у проверяющих возникнут вопросы к режиму работы и отдыха водителя.
Не дал никаких комментариев и руководитель крымского отделения ГИБДД Анатолий Борисенко - сослался на то, что сейчас идет следствие. Но предположил, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось.
- В первую очередь в Крыму должна заработать Единая национальная диспетчерская система России, также нужно массово использовать в перевозках ГЛОНАСС, - сказал он.
После трагедии многие чиновники заговорили о том, что нужно менять в транспортной сфере Крыма.
Экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин уверяет, что перевозчик "далеко не самый худший в Крыму, так как его руководство вполне адекватно реагировало на замечания властей".
- Скорее всего, это была ошибка водителя, - рассказал он "РГ". - Но это не снимает технических проблем. Машины перевозчиков до сих пор не сертифицированы в России. Есть вопросы по контролю техсостояния транспортных средств - конкурсы среди тех, кто их осуществляет, в последний раз проводились до марта 2014 года. Понятно, что в переходный период на многое закрывали глаза. Но прошло два года, за это время перевозчики могли адаптироваться к реалиям - продать автобусы, которые не соответствуют российским нормам и купить новые. Пора отсеивать неподходящих перевозчиков.
По словам председателя комитета Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу Петра Запорожца, если бы автомобильная техническая инспекция Крыма жестче подходила к контролю регулярных и нерегулярных перевозок, судакской трагедии можно было бы избежать.
- В Крыму есть транспорт, который вообще нельзя выпускать на маршруты, но инспекция их выпускает. Это повсеместная проблема. Есть несколько проектов, которые сейчас находятся в минтрансе РК. Мы предлагали Андрею Безсалову (экс-министру транспорта РК. - Прим. ред.) предлагали варианты улучшения качества перевозок - в том числе внедрение ГЛОНАССа и системы "Платон", но ничего так и не было сделано.
Чиновники считают, что нужно как можно скорее вырабатывать и внедрять правила контроля со стороны государства и жестче спрашивать с профильных органов.
В Совете министров РК только после аварии заговорили об оборудовании ограждениями всех опасных участков горных дорог и оптимизации маршрутной сети. Проектная группа разрабатывает документацию для установки ограждений на том участке трассы, где произошла трагедия. Также там пообещали организовывать тотальную проверку всего крымского автопарка, участвующего в пассажирских перевозках, если данные экспертизы покажут, что техническое состояние автобуса, попавшего в ДТП, не соответствовало нормам. Хотя многие крымчане и без проверок знают, какие автобусы ездят по городам и трассам.
Но в Совмине подчеркивают, что ситуация с обновлением автопарка достаточно сложная, поскольку на рынке работают в основном частные компании. Заставить их приобрести новые автобусы власти не могут, а выгодных кредитных программ для них в Крыму нет.
- Можно, конечно, рассмотреть возможность создания госпредприятия, которое могло бы составить конкуренцию частникам, - добавил Сергей Аксенов. - Это поспособствует повышению качества услуг в сфере пассажирских перевозок, но не решит проблем.
Позже министерство транспорта сдержанно прокомментировало "РГ" ситуацию. Замминистра Геннадий Раскевич подчеркнул, что перевозчики несут полную ответственность за состояние техники и режим работы и отдыха водителей. Потому ключевой мерой, которая позволит минимизировать риски на крымских дорогах, является жесткий контроль над перевозчиками со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Перевозчики же непублично сетуют на то, что при действующих тарифах выполнять в полном объеме все технические требования практически невозможно.
- У тарифов должно быть верно рассчитанное экономическое обоснование, - рассказал "РГ" представитель одного из крымских перевозчиков. - В Крыму тарифы самые низкие по стране, это не может не сказываться на работе перевозчиков. Добавляют забот в этих условиях постоянно меняющиеся правила - сначала переходный период, теперь федеральное законодательство - закон N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ".
В минтрансе предлагают стимулировать предпринимателей обновлять автопарк дополнительными баллами за новые автобусы во время участия в конкурсе. О пересмотре тарифов речь не ведется.