Как на Среднем Урале воспитывают патриотов

Последний месяц лета стал для уральских школьников по-настоящему боевым. Сразу в нескольких районах Свердловской области открылись военно-патриотические лагеря.

- Перед учебным годом нужно дисциплину подтянуть, - шутят педагоги "армейских смен".

А руководитель детского патриотического клуба "Пограничник" Александр Демидов уверен, что задача наставников - не только укрепить дисциплину и развить спортивные навыки ребят, но и разбудить в них историческое любопытство, желание знать героев Отечества. "Пограничник", созданный в Первоуральске, - один из старейших детских патриотических объединений региона, ему уже более 30 лет. Педагоги клуба неоднократно удостаивались дипломов и государственных наград. Поэтому у Александра Демидова мы решили узнать, меняются ли подходы к патриотическому воспитанию молодежи?

Александр Демидов: Есть вещи, которые, как я считаю, не стоит ломать. Вот уже 30 лет традиционно в августе у нас под Первоуральском проходят военные сборы. Ребята, которые занимаются в клубе, весь год ждут возможности пожить армейскими буднями, поучаствовать в строевой подготовке, пострелять, испытать свои возможности.

При этом я прекрасно понимаю: для того, чтобы быть патриотом, необязательно заниматься в военных кружках. И эту гуманитарную составляющую ни в коем случае нельзя упускать. Туризм, краеведение, история, должны быть не менее привлекательны, чем армейский антураж.

Поэтому у клуба появился поисковый отряд…

Александр Демидов: Да, шесть лет назад мы начали поисковую работу. И в первые годы возили мальчишек туда, где в Великую Отечественную шли бои, как это практикуют многие. Но пару лет назад решили изменить тактику. Подростки ищут погибших, но здесь, на родине: находят информацию в архивах, знакомят сверстников с судьбами героев войны. А на поиски останков ездят взрослые.

Почему? Ведь никакой архив не заменит настоящих эмоций в реальной обстановке…

Александр Демидов: Есть несколько веских причин. Во-первых, на уровне законодательства появились строгие требования, в частности, связанные со здоровьем и безопасностью ребенка. В жестких полевых условиях, сами понимаете, невозможно гарантировать соблюдение строгого распорядка дня.

Во-вторых, серьезная поисковая работа - это на самом деле очень тяжело, и физически, и эмоционально. Не каждый взрослый выдержит. И опасно: клещи, змеи, попадается взрывчатка. У нас отряд из 15 человек, большинство - уже повзрослевшие выпускники нашего клуба.

Получается, попасть в поисковый отряд для ваших воспитанников - цель, к которой можно стремиться.

Александр Демидов: Дать ребенку цель в жизни, конечно, очень важно. К тому же по телевидению стали показывать сюжеты про найденные военные самолеты, установление фамилий красноармейцев. Перспектива подобных открытий, конечно, манит. Мы делаем все, чтобы убедить мальчишек: в будущем шанс есть у того курсанта, кто вырастет волевым, сильным, выносливым, будет неплохо ориентироваться на местности и знать историю страны. Помимо развития спортивных и армейских навыков они изучают топографию, учатся работать командой, принимать решения в сложных ситуациях. На мой взгляд, в поисковом движении необходимо по-особому подходить к воспитанию школьников. Не так: лопату в руки - и ройтесь в земле. Была б возможность, я бы со школьниками больше занимался тимуровской работой. На местах сражений много братских захоронений, в частности, в заброшенных деревнях. Кто, как не юные патриоты, могут навести там порядок, подкрасить, подправить памятники. И помочь еще живым ветеранам.

Поисковики обычно возвращаются на Урал до начала работы лагеря. Они рассказывают детям о своих находках?

Александр Демидов: Конечно. Знаете, почему мы сейчас ездим на раскопки именно в Псковскую область? В тех местах воевала 22-я армия, полностью сформированная из уральцев. Как ее из Свердловска кинули на наступающих фашистов, так она, честно говоря, с боями и отступала. Мы поехали на Псковщину, чтобы отыскать своих земляков. За шесть лет подняли останки 162 красноармейцев, по медальонам установили фамилии 15 солдат. Практически у всех нашлись родственники, некоторые приезжали на перезахоронение. Одно обидно: до сих пор среди павших не было первоуральцев. Много москвичей, челябинцев, башкир, жителей Татарии: из-за больших потерь их присылали в подкрепление.

Расскажу одну историю. Во время второй вахты мы откопали останки красноармейца. Выяснилось, что у него есть двоюродный брат под Казанью. Вы не представляете, как он нас благодарил, когда мы ему сообщили о находке. Оказалось, солдата в родной деревне почти 70 лет считали предателем, а жена погибшего даже боялась 9 Мая выходить на улицу. Нетрезвые мужики в День Победы ей проходу не давали: мол, жена предателя, власовца. А наше письмо о том, что его останки нашли на поле боя вместе с оружием, стали для семьи красноармейца все равно что свидетельством о реабилитации: погиб в бою.

Вы сказали, что ребята постоянно работают в архивах. На этом направлении есть успехи?

Александр Демидов: Да. Как-то от липецких школьников пришло письмо: они сообщили, что стали наводить порядок на старом мемориале и открыли заросшую плиту, на которой было имя Николая Андреевича Мочалова. Через Интернет узнали, что это летчик, призванный из Первоуральска. Попросили нас отыскать его родственников.

Во всех официальных структурах нас развернули: говорили, и без вас есть чем заняться. Тогда ребята обратились в газеты, на телевидение. И нашли! Интересная история получилась. Оказалось, его отец был директором школы в Первоуральске, при школе был госпиталь. То есть останки обнаружили другие, а память о человеке восстановили наши курсанты. Так мы раскрутили судьбы четырех земляков.

Ключевой вопрос

Получается, поисковые отряды и патриотические клубы первыми запустили движение, которое сейчас гордо именуется "Бессмертный полк". Научили гордиться погибшими, независимо от их звания.

Александр Демидов: Как ни парадоксально, но это было непросто. У нас в Первоуральске жили пять Героев Советского Союза и пять полных кавалеров ордена Славы. Семь лет назад наш клуб предложил властям сделать большие портреты фронтовиков и пронести их в День Победы во главе колонны. Идею не поддержали: дескать, у народа праздник, а вы с портретами, как на похоронах. Мы не послушались. Ребята надели солдатскую форму и прошли с портретами. Потом в мэрии с руководством клуба был неприятный разговор, я получил выговор за ненужную инициативу. А сейчас Бессмертный полк шагает не только по России, но и за рубежом.

Армейские каникулы

Впервые в Свердловской области открылся региональный оборонно-спортивный лагерь "Патриоты Урала". Он расположен на территории единого сборного призывного пункта "Егоршино", где новобранцы осваивают азы военного дела, а далее отправляются к месту службы.

- Смена посвящена 120-летию со дня рождения четырежды Героя Советского Союза маршала Георгия Жукова. Полевые сборы, оборонно-спортивные лагеря - важнейшее звено в патриотическом воспитании молодежи. Это мощная форма подготовки юношей к предстоящей военной службе, защите интересов Отечества, - уверен заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Романов.

Лагерь принял воспитанников не в начале лета, как принято, а ближе к августу. В каникулярный цикл вмешалась весенняя призывная кампания, которая в июне в самом разгаре. Более сотни мальчишек и девчонок от 11 до 18 лет, представляющие военно-патриотические и исторические клубы региона, две недели собирали и разбирали автоматы Калашникова, искали мины, метали ножи, сдавали нормы ГТО, посещали музеи. Причем в сноровке, смекалке и меткости девчонки не отставали от парней.

На "Патриотов Урала" из регионального бюджета выделено более миллиона рублей. Ну а родителям призывные каникулы ничего не стоили. Первый опыт обучения и отдыха юнармейцев оказался успешным, и планируется, что в будущем году в лагерь приедут не только свердловчане, но и дети из соседних регионов.