Половина россиян заявила о готовности носить футболку с триколором

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в канун очередной годовщины августовского путча 1991 года, россияне не просто перестали стесняться государственной символики или относиться к ней отчужденно, но не против использовать ее в быту.

Как показало исследование социологов, наиболее позитивно отношение сограждан к ношению одежды с флагом или гербом страны (43% высказывают такое желание, 45% нейтральны). 41% россиян готовы вывешивать флаг РФ у стен своего дома, 38% хотят размешать символику на своих автомобилях. При этом, уже носили или готовы носить футболку или кепку с государственной символикой 46% опрошенных, повесить на своем доме российский флаг - 45%, украсить свою машину триколором - 38%.

- Обратили внимание: большинство российских олимпийцев в Рио-де-Жанейро на пьедестале поют российский гимн от начала и до конца? - комментирует данные опроса ВЦИОМ, директор Института этнологи и антропологии РАН Валерий Тишков. - Это не просто символично. Это констатация нового гражданского самосознания - люди ощущают себя частью большой страны и не стесняются, как это было раньше, проявлять патриотичные чувства публично. При этом, считаю нормой тот факт, что лишь половина или чуть меньше, чуть больше граждан, согласны пропагандировать государственные символы. Это тоже говорит о сбалансированном здоровье общества. Даже самые искренние патриоты, как правило, государство и его символы, как инструмент управления, отделяют от себя.

Оценка Тишкова совпадает с исследованием ВЦИОМ, которое показало, что даже заметный рост патриотизма и воодушевления после воссоединения Крыма с Россией, не изменил нормы: к использованию государственной символики в повседневной жизни россияне относятся нейтрально или одобрительно.