Сериал на выходные: американская "Семья" против "Тринадцати" от BBC

Весной канал АВС показал свою "Семью" (The Family), квазиполитический триллер, то и дело богато вползающий на территорию "мыльной оперы".

Шоураннером выступила Дженна Бэнс, набившая перед этим - и недурно - руку на "Отчаянных домохозяйках", "Скандале" и "Анатомии страсти". Из примелькавшихся - Джоанн Аллен и Элисон Пилл, девушка с лицом, которое сложно забыть.

Из плюсов - тотальная паранойя, ложь, громоздящаяся на ложь и погоняющая враками, цепкие клиффхэнгеры в конце каждого эпизода. Да и в целом - никаких нареканий к создателям. Пилот, а после еще пару серий, снял Пол МакГиган, тот самый бравый британец, который сделал когда-то уэлшевский "Кислотный дом" и две серии второго сезона "Шерлока". Включая "Собаку Баскервилей", кстати.

Но публика стараний не оценила, и "Семью" прикрыли после первого сезона. Причем не дав финиша истории о пропавшем и чудесным образом вернувшемся пацане, сыне мэра небольшого городка. Как говаривал попугай Кеша, предприятие завернули "на самом интересном месте". Так что зритель чувствовал себя слегка обманутым и обделенным.

Впрочем, все не настолько скверно, как кажется. Есть небольшая компенсация. Не сказать, что равноценная - она чуть иного рода, иной атмосферы, иного настроения и в корне иной подачи. Но имеющая более-менее схожую сюжетную ось, на которую все кусками нанизано.

Мы говорим про британский мини-сериал, который шел на ВВС параллельно "Семье" - "Тринадцать" (Thirteen). Это - первый самостоятельный проект тридцатилетней Марни Диккенс, девицы с глазами размеров чайных блюдечек, отметившейся в "Улице Потрошителя" и "Мушкетерах".

Поначалу сходство обоих шоу вызывает чувства противоречивые, наводит мысли на слово "ремейк". На старте в "Тринадцать" все то же самое, что и в "Семье". Разве что вместо мальчишки - пропавшая тринадцать лет назад в Бристоле девчонка, проведшая взаперти подвала все эти годы и сбежавшая, когда ей 26. Вместо старшего брата, как и в "Семье" - младшая сестра, вместо мамы-мэра - мама-домохозяйка, не рвущаяся к власти и близко. Плюс - ряд второстепенных нюансов. На которых сходства и иссякли.

Американская "Семья" - рассказ о людях, лезущих к вершине по головам, пренебрегающих, брешущих, манипулирующих, идущих вразрез с совестью и приличиями. "Тринадцать" - бесконечно (как они там, в Англии, это страшно любят) угрюмая и надрывная, то и дело впадающая в кому психологическая драма про человека, который вернулся домой и неуклонно понимает, что прежней жизни нет - да и не будет, что в ней зияет дыра почти в три пятилетки, который понимает, что он не очень-то тут и к месту, и мешает, что сам начинает ломать чьи-то жизни. Невольно, не до конца соображая, что творит. Бродя с обморочным видом, светя синими кругами глазниц, не зная, куда приткнуться.

Все серо, все гнетет, и солнышко не всходит. И тоска следует за ним.

К счастью (если можно так выразиться в этом контексте), Thirteen - законченный рассказ, не оставляющий нам, как его заокеанский "коллега", поводов для раздражения и домыслов. По словам Марни, второй сезон попросту не нужен, и сейчас она поглощена своим следующим проектом - чертовски многообещающим сериалом Forty Elephants, рассказывающим о знаменитой лондонской женской банде с почти вековой историей, специализировавшейся на магазинных кражах по всей стране и обчищавшей дома богатеев, куда члены ОПГ устраивались горничными.

"Тринадцать" - это пять серий чуть меньше чем по часу каждая. Как раз на два вечера. При условии, что вы решительно уверены не мультиками про говорящих зверей наслаждаться, а хорошенько подпортить себе настроение.