Елизавета, прежде об уникальности горы Сулейман-Тоо рассказывали только в документальных фильмах. Вы же решились посвятить одной из главных святынь Киргизии художественную киноленту. Чья это была идея?
Елизавета Стишова: Моя. Дело в том, что я была вторым режиссером фильма "Курманжан датка", который снимал Садык Шер-Нияз. Съемки проходили в Оше. Город мне очень понравился. Там я и узнала о Сулайман-Тоо много интересного, в том числе о мифах и легендах, связанных с этим местом. Можно сказать, эта гора с необычным прошлым. Для верующих в Киргизии она означает одно, для ученых - другое, да и выглядит очень колоритно как ночью, так и днем. Мы изучали литературу, архивные документы, разговаривали с людьми. Мне рассказали, что гора названа в честь пророка трех великих религий царя Соломона или Сулаймана, которому за мудрость и благочестие был подарен каменный трон. Поднять его могли только 500 джиннов.
Будете ли приглашать для сьемок кого-то из российских именитых актеров или же будут задействованы только киргизские артисты?
Елизавета Стишова: Большинство ролей будут исполнять как раз киргизские артисты. Сейчас активно проводятся кастинги, но в картине будут роли, на которые мы хотим пригласить российских актеров. В фильме есть небольшая сцена, где участвует консул Российской Федерации в Киргизии и его супруга. Сейчас мы ищем подходящие кандидатуры. Планируем начать съемки в сентябре-октябре. Как раз установится хорошая погода, не будет дождей, да и днем уже не так жарко. Надеемся, что к этому времени кто-то из российских актеров приедет в Киргизию на кинопробы.
В каком жанре будет снята картина?
Елизавета Стишова: Это художественный фильм. Живая история из современной жизни. Главному герою Карабасу 45 лет, он профессиональный жулик и двоеженец. Официальный брак связывает его с Жыпарой, рыночной гадалкой и целительницей. Их сыну Улуку сейчас исполнилось бы 11 лет, но в 4 года, когда Карабас сидел в тюрьме, мальчик бесследно исчез из детской больницы. Карабас остался с Жыпарой из жалости, но это не мешает ему полюбить молодую девушку Турганбюбю. Втроем они промышляют на рынке в Оше. Новость о беременности Турганбюбю оставляет Жыпаре мало шансов сохранить отношения с мужем. Чтобы удержать Карабаса, женщина берет мальчика из детского дома. Приемышу говорят - Сулайман-Тоо святое место, на горе исполняются все желания. И мальчик верит в это. Кстати, такая легенда действительно существует. Оказывается, если забраться в пещеру Чакатамар, положить руки на камень, напоминающий раскрытый Коран, и загадать желание, оно обязательно сбудется. Добавлю, что сюжет фильма разворачивается очень быстро, что немного необычно для азиатского кинематографа. Сценарий к картине написала Алиса Хмельницкая. Оператор-постановщик - лауреат каннского фестиваля этого года Тюдор Владимир Пандуру. Главным продюсером фильма выступили киргизский кинорежиссер Садык Шер-Нияз, а с российской стороны - Елена Яцура, которая продюсировала такие фильмы, как "9-я рота", "В движении", "Небо. Самолет. Девушка". Съемки пройдут в Оше и Ошской области. Много съемок будет на ошском рынке, которому, говорят, больше трех тысяч лет.
Мария, вы - продюсер фильма. Скажите, были ли какие-то трудности с продюсированием картины и сколько времени займет сам процесс съемки?
Мария Якубова: Сейчас трудно сказать что-то определенное. Мы планируем, что на сьемки уйдет около двух месяцев, затем монтаж, обработка видеоматериала, запись музыки и тому подобное. На это обычно требуется очень много времени. Что же касается продюсирования, сложности, конечно, были. Например, российским партнерам не совсем понятно, как нам помогать. Ведь мы собираемся тратить деньги не в России. У Киргизии же на фильм, который к тому же снимают не киргизские режиссеры, денег нет. Но мы очень рады, что заручились поддержкой Садыка Шер-Нияза. Нам согласились помочь кинокомпании Германии и Финляндии, чьи специалисты готовы работать с нами как раз на монтаже и озвучке.
Прошла информация, что оригинальный вариант фильма "Сулейман-Тоо" будет на киргизском языке. Так ли это и предусмотрен ли его показ в России? Можете сказать хотя бы примерно, когда зрители увидят фильм?
Мария Якубова: Безусловно, картину покажут и в России, и в Киргизии, а также других странах. Но, по существующим правилам, сначала фильм показывают на фестивале, и мы надеемся представить нашу работу на одном из них. Затем следует кинопрокат, а после уже фильм покажут по телевидению. Премьера пройдет в Киргизии и России.
Елизавета, у вас в Киргизии, кроме этого проекта, была и другая успешная работа - фильм "Чайка", который завоевал несколько наград на международных конкурсах. Расскажите о нем.
Елизавета Стишова: "Чайка" - это фильм о последнем преподавателе русского языка, который работал в сельской школе. Его отправляют на пенсию, а на его место берут молодого парня - турка по национальности. Тогда старый учитель убеждает школьников поставить спектакль по пьесе "Чайка" на русском языке. Сопродюсером "Чайки" также, как и "Сулайман-Тоо", выступал Садык Шер-Нияз. Фильм - участник многих фестивалей. Например, на международном кинофестивале "NexT", который проходил в Румынии, он получил несколько призов. В Москве на фестивале "Святая Анна" победил сразу в трех номинациях: "Лучший фильм", "Лучший сценарий" и "Лучшая операторская работа". Киноленту также признали лучшей на фестивале "Киношок".
"Чайку" вы тоже снимали вместе с одной из киргизских киностудий. Давно ли началось ваше сотрудничество с коллегами из Киргизии?
Елизавета Стишова: Мы учились с Садыком Шер-Ниязом на высших режиссерских курсах в Москве. Правда, в разных мастерских, но в одном потоке. Вот с того времени и дружим. Алиса Хмельницкая, кстати, тоже наша однокурсница. Она была в Киргизии и знает историю Сулайман-Тоо. Вот с ней-то я и поделилась идеей снять фильм об этом уникальном месте. Проект ее заинтересовал, и она написала сценарий.
Справка "РГ"
Сулайман-Тоо - священная гора в Оше на юге Киргизии. В 2009 году стала памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. В горе семь пещер. Самые посещаемые - Тамчы тамар (падающие капли), Эшен ункур (пещера духовного наставника Эшена), Бешик эне (колыбель матери), Кырк чилтен ункур (сорок фантастических существ), Тешик таш (Дырявый камень).
В пещере Тамчы тамар с потолка стекают капли воды. Если верить мифу, это слезы царя Сулаймана, с помощью которых можно улучшить зрение. Эшен ункур известна своим необычным потолком-куполом с тремя "окнами" округлой формы. Кырк чилтен ункур находится в высокой отвесной скале - это место паломничества молодежи. В самой большой пещере Руша ункур (пещера орлов) размещается исторический музей.