К успехам наших синхронисток все давно привыкли. На Олимпийских играх россиянки не проигрывают уже 16 лет. Соотечественниками это воспринимается как должное, как правило, без малейших исключений. Иностранцы - как раздражающий фактор. Отсюда и перманентные разговоры о том, что нечего синхронному плаванию делать в олимпийской программе. Разве что в варианте смешанных дуэтов. А то за перипетиями борьбы следить неинтересно. Причем для некоторых это и не борьба вовсе, когда в бассейне видны не руки пловцов на 50-метровке кролем, перемалывающие воду, как мельница, а красивые женские ноги с натянутыми носочками, изящно выделывающие разнообразные па.
Синхронное плавание, как и художественная гимнастика, и фигурное катание, - это не гора мышц, не смертельная схватка, не преодоление барьеров, а красивая картинка, мини-спектакль на воде, на ковре, на льду. К слову, "Лебединое озеро" образца 2012 года в сольном исполнении Ищенко было бесподобно. И лишь потому, что за улыбками наших спортсменок, за их легкими движениями не видно той тяжелой работы, которую они выполняют изо дня в день, тех травм, которые они получают иногда прямо на старте, не нужно недооценивать ни их самих, ни их медали. Нужно смотреть и наслаждаться.
Судьи в Рио уже дрогнули. При современной системе судейства, когда оценки ставят не только за технику и артистичность, а отдельно оценивают синхронность, восприятие с музыкой и прочие субъективные критерии, в произвольном дуэте Наталья Ищенко и Светлана Ромашина получили две десятки. В группе - целых три. За групповое выступление россиянки получили 99 баллов - абсолютный максимум, который возможен на данный момент. Но и программа эта особенная - "Мольба". Музыка, образ, исполнение - пробирает до глубины души. Дело-то, как мы помним, не только в ногах, руках, повороте головы или задержке дыхания.
Став пятикратными олимпийскими чемпионками, Ищенко и Ромашина повторили достижение Анастасии Давыдовой, которая завершила свою карьеру после Олимпиады в Лондоне. Но Давыдова всегда говорила, что будет рада, если девочки догонят ее по количеству олимпийских побед. А вот смогут ли превзойти - это вопрос. Пока никто из синхронисток не объявлял о завершении карьеры. И на примере Наташи Ищенко мы знаем, что даже декретный отпуск никак не сказался на ее мастерстве.
- "Мольба" - одна из лучших программ, которые когда-либо были в синхронном плавании. Веселый образ донести до зрителя легче, чем сложный и драматичный, чтобы всех проняло. Я считаю, у нас получилось. Сейчас наконец можно расслабиться и насладиться моментом. После соревнований дуэтов мы себя сдерживали, чтобы не расплескать эмоции перед выступлениями в групповых состязаниях, - рассказала Ищенко. - Мы ставили задачу заполнить золотыми медалями все пять олимпийских колец, и сделали это. Теперь будем ставить новые цели. Но сначала надо отдохнуть. И только потом я буду принимать решение о продолжении карьеры. Но в любом случае я считаю, что есть примы, которые могут нас заменить.
Главный тренер сборной России Татьяна Покровская и тренер дуэта Татьяна Данченко, которые столько времени нервничали и руководили на бортике, по традиции тоже нырнули в олимпийский бассейн. Несмотря ни на что, он оказался для нас счастливым. Еще по одной традиции синхронисток, которые не знают пределов совершенства, Татьяна Покровская, похвалив всех спортсменок, как бы невзначай отметила, что все-таки одна сложная поддержка получилась не на "пятерку", а на "четверку". Это значит, что после отдыха спортсменки и тренеры вернутся в бассейн. И из какого-то неиссякаемого источника они будут черпать силы для 10-часовых тренировок и вдохновение для создания новых выигрышных во всех отношениях программ.