Об этом говорится в законопроекте минэкономразвития "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве", который вплотную начали рассматривать в правительстве. Речь идет о фундаментальных поправках, касающихся защиты прав и интересов 60 миллионов дачников.
По задумке авторов проекта, в России должны остаться только два юридических вида товариществ - садоводческое (для ведения садоводства и дачного хозяйства) и огородническое (для ведения огородничества). Остальные формы объединений, например, некоммерческие партнерства, к которым сегодня привязаны коттеджные поселки, а также потребительские кооперативы придется перерегистрировать. Правда, на переоформление учредительных документов дается переходный период - до 2027 года.
Для того чтобы прекратить незаконные стройки, в законопроекте подробно классифицируются типы земельных участков и виды построек на них. А региональным властям дается право ограничивать размеры садовых и дачных домов, сараев и бань (в том числе по количеству этажей, высоте), исходя из градостроительных регламентов и развития территорий.
Нововведения потянут за собой новый порядок предоставления земельных участков и их оформления будущим владельцам.
Тот факт, что перемены дачного законодательства нужны, сомнений уже ни у кого не вызывает. Оно не обновлялось уже лет двадцать, и с тех пор копятся проблемы, которые не всегда разрешимы даже в судах. Законопроект минэкономразвития станет первым шагом на пути полной модернизации данных норм и правил. К примеру, там впервые расшифровано, какие строения считать жилыми, и на каких участках они должны быть расположены. Для этого вводятся понятия "садового" и "дачного" домов.
Садовые дома - для отдыха и кратковременного проживания, их можно строить на садовых земельных участках, где выращиваются ягоды, овощи, фрукты, плодовые деревья. Признание "садового дома" для постоянного проживания возможно, если он отвечает санитарным требованиям к жилому помещению, уточняется в документе.
Дачные дома можно будет строить на таких же землях с той лишь разницей, что они должны служить для долговременного или постоянного проживания. Для них потребуется разрешение на строительство.
При этом разделу на квартиры ни тот ни другой типы домов не подлежат.
По мнению экспертов, ранжирование необходимо, чтобы остановить строительство многоэтажек на дачных и садовых землях. В последнее время из-за дыр в законодательстве такие случаи участились - кончаются такие истории всегда плохо, вплоть до сноса строений, квартиры в которых давно проданы.
Новые требования также остановят практику манипулирования землями огородников, на которых вместо помидоров и огурцов "выращиваются" коттеджи. Если проект утвердят, на таких участках можно будет размещать только временные постройки - сараи, погреба, бытовки для хранения сельхозинвентаря и выращенной картошки. Сооружать объекты капитального строительства - летние домики или бани - не удастся.
Ранжирование земельных участков и построек на них потребует дополнительных оценок БТИ, регистрирующих органов. Но это только на пользу, считают в общероссийской общественной организации "Садоводы России", поскольку сейчас никто и ни с кем не согласовывает строительство домов в товариществах. А так как большинство их строят мастера-любители, это чревато рисками. Пожары из-за коротких замыканий - частое дело. "Система управления в товариществах должна быть простой и прозрачной", - говорит председатель Общественной Палаты городского округа "Черноголовка" Валерий Карахтанов. Сегодня это не так. Оборот денег в товариществах большей частью крутится в "серой" зоне, и, вероятно, с этим связана отмена авторами законопроекта так называемых "собраний уполномоченных", которые от имени членов товарищества совместно с председателем принимают все финансовые решения по сбору средств на коллективные нужды. Теперь все самые болезненные вопросы - от размера членских и целевых взносов до принятия внутренних регламентов, в том числе порядка оплаты за электричество - будет снова решать общее собрание.
"В среднем, товарищества насчитывают от 500 до 2 тысяч членов, и собрать кворум очень сложно, - говорит зампредседателя совета Московского союза садоводов Полина Тришина. - А при отсутствии кворума решения являются нелегитимными и деятельность товариществ можно просто парализовать". Ситуацию может исправить возможность заочного голосования, которое эксперты советуют включить в законопроект в процессе доработки.
Еще одна больная тема - размер членских взносов. Документ пытается прописать их статус, чтобы ограничить тяжбы, возникающие между дачниками по поводу кому - сколько платить. Кто-то не появляется на участках месяцами, а кто-то живет круглый год, пользуясь общими дорогами, благоустройством и охраной территории, вывозом мусора, газом и электричеством. Почему, спрашивается, платить надо одинаково? Авторы законопроекта думают так же, поэтому допускают, что размер взносов может отличаться.
По мнению экспертов, в законодательстве не хватает норм регулирования потребления и оплаты электричества, а это самая острая проблема в товариществах, начиная от тарифов на электроэнергию и заканчивая "дисбалансом" прав и обязанностей садоводов. "Санкции к злостным неплательщикам в законопроекте не прописаны, поэтому проще собирать деньги на оплату тепла и света с законопослушных соседей, чем отключать от рубильника неплательщиков", - говорит Валерий Карахтанов. Контролеры штрафуют весь коллектив как юридическое лицо за нарушения отдельных членов, даже если их ответственность прописана в решениях собраний. Работа над законом, регулирующим деятельность миллионов садоводов , должна идти обязательно с привлечением экспертов, говорит Карахтанов. А лучше создать "дорожную карту" с участием ведомств, включая минэнерго, минстрой, минсельхоз и другие.