21.08.2016 21:41
Поделиться

Выставка Сильвестра Щедрина открылась в Русском музее

Расхожее мнение: наши живописцы ездили учиться мастерству в Италию. Русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830) блистательно его опровергает. Экспозиция, открытая в Русском музее, где представлено около сотни произведений и самого Щедрина, и его европейских товарищей, убеждает: он был на голову талантливее и прозорливее многих, и западные коллеги многому у него учились.

Например, умению работать на пленэре. "Впускать" на свои полотна такую изменчивую игру воздуха и света, что впоследствии это дало основание искусствоведам назвать Щедрина предтечей импрессионистов.

Заведующий отделом живописи Григорий Голдовский, открывая экспозицию, сказал:

- Это событие из разряда нешумных, но уникальных. Персональных выставок Сильвестра Щедрина у нас никогда не было.

Родившийся в семье художников (отец - скульптор, ректор Академии художеств, дядя - пейзажист) Щедрин блестяще окончил Академию, а золотая медаль дала ему право на оплаченную стажировку в Италии. Он был так пленен атмосферой и климатом Италии, что скоро без преувеличения стал лучшим пейзажистом Европы. Ему делали заказы и венценосные особы, и знатоки искусства. Жизнерадостный, полный острого юмора Щедрин быстро оброс друзьями-приятелями, которые следовали за доном Сильвестром повсюду.

"Школа Позиллипо" - так называли художников, которые в окрестностях Неаполя писали "пейзажи на продажу", "сувенирку", говоря современным языком. Серьезные художественные задачи это объединение начало ставить перед собой, когда там появился голландец Антони Сминк ван Питлоо. Потом там успешно стали работать Джиганте, Фергола, Карелли...И все равно Щедрин писал выразительнее, интереснее, талантливее, чем все они. Это очевидно, когда внимательно вглядишься в произведения, представленные на выставке.

- К сожалению, по финансовым причинам не удалось получить работы из Италии, - сетует Григорий Голдовский. - Но мультимедийная техника позволяет увидеть все, с чем хочется сравнить произведения Щедрина.

Он писал много, жадно и необычайно требовательно: если погода менялась, а он не успевал закончить пейзаж - уходил, ждал другого дня, когда в нужный час солнце ложилось нужным образом. Иногда ждать приходилось несколько месяцев! Он не любил тоскливых видов - даже ночь и мрачные гроты исполнены у него какого-то сладкого ужаса. А дождь (и то уходящий) есть только на одной картине.

Щедрин не завел семьи, хотя пользовался успехом у женщин. Считал, что обязан все силы отдавать искусству. В одном письме он признался, что получил заказ на 20 картин. Смеялся, что неаполитанские художники набиваются ему в ученики. Хотя когда в 1829 году ему вручили диплом профессора Неаполитанской академии художеств, конечно, был польщен.

Преподавать в Неаполе ему не пришлось: несколько месяцев спустя Щедрин умер от "разлития желчи", немного не дожив до 40-летия. Прах покоится на кладбище любимого им Сорренто.