22.08.2016 21:25
    Поделиться

    Кто и как сегодня противостоит фальсификаторам истории

    Сегодня завершается третья по счету международная поисковая экспедиция "Калининский фронт". Крупнейший лагерь поисковиков, где мне довелось побывать на днях. Более 700 человек из разных регионов страны, дальнего и ближнего зарубежья, в основном школьники, примут участие в торжественной церемонии прощания с павшими воинами. Теми, кто "не лукавил в суровой борьбе", а стоял насмерть, честно защищая свою Родину.

    Даже один день, проведенный в лагере, полностью меняет сознание и отношение к работе поисковиков. Здесь не учат Родину любить, здесь ее просто любят. По-настоящему.

    "Поисковое движение России" было организовано три года назад, и Российское военно-историческое общество сразу подставило ему плечо. Поисковики, они все "одной крови", это - особая каста, с определенным складом характера и образом мышления. Смысл патриотизма он ведь не в пламенных речах и масштабных акциях, а в том, чтобы "любовь к отеческим гробам" жила в сердце человека.

    Мишень фальсификаторов

    Горжусь тем, что именно РВИО вместе с "Поисковым движением России" - занимается поисковой работой на местах боев Великий Отечественной.

    Это нужно не только потому, что, как говорил Суворов, "война не окончена, пока не похоронен последний солдат". Хотя сама по себе миссия, которую поисковики взяли на себя, священна: воздать почести каждому, павшему в боях за Родину.

    То, что делают эти ребята, - не только дань прошлому. Та война, подвиг наших предков - это история. Но память об этом подвиге - наше настоящее. Перефразируя известную истину: "Скажи, как относишься к Великой Отечественной, к ее солдатам, к Победе, - и я скажу, кто ты".

    В тех самых местах, где был развернут поисковый лагерь "Калининский фронт", подо Ржевом, были тяжелые, кровопролитные бои. Любой из участников лагеря мог судить о них не по энциклопедиям и мемуарам. Знаменитые строки Твардовского "Я убит подо Ржевом" - реальные имена и фамилии. Благодаря работе ребят имена павших возвращаются в историю.

    "Ржевские" операции - одна из излюбленных мишеней фальсификаций, спекулятивных трактовок. Мол, "бессмысленная мясорубка", "трупами завалили", "все зазря"...

    Это все ложь. Некоторые историки сегодня говорят о кровопролитной "Ржевской битве", которая началась в январе 1942 года - с наступательной Ржевско-Вяземской операции. Зачем это было нужно? Какова была логика советского командования?

    К этому времени, к январю 1942 года, в ходе битвы за Москву, враг был отброшен от столицы на разных направлениях на 100-250 км. Много это или мало? Если помнить, что всего тремя месяцами раньше немцы рассматривали Москву в бинокли, - очень успешный результат.

    На волне этого успеха Ставка решила, что пришло время для перехода в общее наступление на всех основных направлениях - от Ладожского озера до Черного моря. Подчеркну: это не "шапкозакидательство", не "эйфория" и не "авантюра", как позже придумали альтернативные историки. Это логичное решение: действительно была острая необходимость отбросить врага на стратегическом направлении еще дальше от Москвы, как минимум - связать его боями, не дать собраться с силами для нового удара. Пока ржевско-вяземский выступ нависал над Москвой, наша столица продолжала оставаться под угрозой, а значит под угрозой была наша победа в войне.

    Удалось ли реализовать замыслы Ставки? Нет, как минимум - не в полной мере. Почему? У тех же "альтернативных историков" принято обвинять в неудачах "бездарное советское командование".

    Ложь и правда истории

    Это тоже ложь. Во-первых, "провальными" сражения за Ржев нельзя назвать. Всего в районе ржевско-вяземского выступа Красная Армия провела четыре наступательных операции, и в конце концов в марте 1943 года цели этих операций были достигнуты. Ржев, важнейший узел на этом стратегическом направлении, был освобожден; в течение всего этого времени мощнейшая группа армий "Центр" была связана боями и не могла не только наступать на Москву, но и перебросить свои отборные дивизии на южный фланг. В драматической ситуации 1942 года, когда решалась судьба войны под Сталинградом, для СССР это было критически важно.

    Упрекать Жукова или Конева, что они прямо тогда, в 1942 году, не начали наступать на Берлин с ржевского плацдарма, - безграмотно и кощунственно. До Курской дуги и "Багратиона" было еще далеко.

    И "виноваты" в этом не советские бойцы и военачальники, а вермахт главным образом. Это во-вторых. Уже первые январские бои на ржевском направлении показали, что, несмотря на наш триумф под Москвой, мощь германской военной машины еще очень велика. И весь ход кампании 1942 года подтвердил, что вермахт по-прежнему способен перехватить стратегическую инициативу и постараться доказать, что германский арийский солдат является сильнейшим солдатом мира. Это очевидный факт для военно-исторической науки. Задним числом подменять эмоциональные оценки: как же, мол, так, тупые совки не сумели фрицев валенками закидать, - такие спекуляции, повторяю, безграмотны и безнравственны.

    Это был 42-й год, а не 44-й, когда Красная Армия радикально изменила соотношение сил. Подчеркну: после Сталинграда и Курской дуги немецкие генералы не стали вдруг "бездарными", немецкие солдаты не стали "неумелыми", а немецкая техника не стала "никудышной" - их сломила другая мощь, советская, которая возрастала от боя к бою и закалялась в кровопролитных сражениях. В таких сражениях, как подо Ржевом.

    С обеих сторон здесь полегло около миллиона человек. По официальным данным, в "ржевских" операциях погибло более 430 тысяч советских воинов. Немецкие потери до сих пор подсчитываются, но, как бы не скрывали германские мемуаристы - бывшие генералы - они были чрезвычайно велики. Есть сведения, что только в Ржевско-Вяземской операции 1942 года группа армий "Центр" за три месяца потеряла 330 тысяч человек убитыми и ранеными. В Ржевско-Сычевской операции (лето 1942 года) потери во многих германских дивизиях составили 50-80 процентов личного состава. Это огромные потери даже по беспощадным меркам Второй мировой.

    В тени исторических исследований долгое время оставался тот факт, что на Ржевско-Вяземском плацдарме происходили крупнейшие танковые сражения. Летом 1942 года в районе Погорелого Городища с обеих сторон в боях участвовало до 1500 танков - вполне сравнимо с Курской битвой. Здесь воевали будущие маршалы бронетанковых войск А.X. Бабаджанян, М.Е. Катуков, генерал армии А.Л. Гетман. Закалку под Ржевом получили наши прославленные военачальники Г.К. Жуков, И.С. Конев, М.В. Захаров, В.Д. Соколовский. Опыт тех боев позволил им уже в следующем году успешно разить противника в масштабных наступлениях Красной Армии.

    Итак, бои подо Ржевом - не зря и не бездарно. Что нам важно понимать? Во-первых, с точки зрения собственно исторической науки, с точки зрения военной истории - все было не зря, это как минимум. Мы видим, что конкретные бои на ржевском направлении решали конкретные и логичные стратегические задачи. Приближали Победу. Во-вторых, бои подо Ржевом, как и вся наша история - это для нас знание, опыт и почитание. Напомню, что 22 июня на встрече с историками, среди которых были и поисковики, Владимир Владимирович Путин высказал точную мысль: нельзя вечно жить в прошлом. Знание - это единственно верный ответ любым современным фальсификаторам. Почитание подвига - это наш культурный долг. Опыт - это ориентир и подспорье в строительстве будущего.

    Нужен ли "домик Сталина"?

    В прошлом году, когда РВИО вместе с администрацией Ржевского района открывало в деревне Хорошево музей "Калининский фронт. Август 1943 года" было множество кривотолков, мол, зачем нужен "музей Сталина"?

    Музей посвящен историческому факту времен Великой Отечественной войны. Единственному выезду в августе 1943 года Верховного Главнокомандующего на фронт. Именно в этом простом деревянном домике подо Ржевом состоялась встреча Сталина с командующим Калининским фронтом Андреем Еременко и был отдан приказ о проведении первого салюта в Москве в честь освобождения городов Орел и Белгород во время Курской битвы. "Домик Сталина" для ветеранов и жителей Хорошево стал своего рода небольшим культурно-историческим центром, это их гордость, это часть истории Великой Отечественной войны. Ее надо хранить, а не замалчивать.

    Сталин умер 63 года назад. Он не мешает нам решать сегодняшние задачи. И не решит их за нас. Он остался в истории - как государственный деятель такого масштаба, который был соразмерен своей трагической и великой эпохе. В ней были и репрессии, и стройки, и Победа в ней была. Все это вместе было - не "благодаря" и не "вопреки". Просто было.

    И эта эпоха, как и остальные тысяча лет, - это наша история. Она такая, какая есть. Мы ее не изменим - и слава Богу. Из этой истории мы тоже получились - такие, какие есть. Наша история, в которой есть и Сталин тоже, оставила нам великие свершения и опыт.

    Нам нужна историческая память, потому что она отличает человека от животного. Поэтому мы ставим памятники в честь событий и действующих лиц своей истории: ведь памятник - это не от слова "хорошо" или "плохо", это от слова память. Выяснения, какой из персонажей нашей истории был лучше или хуже, оставим науке. А сами - просто будем знать и помнить, что там, в нашем героическом прошлом, есть Сталин. Чему-то из этого опыта с благодарностью научимся, от чего-то с негодованием откажемся. Мы сами, без сеансов спекулятивного политического спиритизма.

    В истории есть герои и антигерои, в ней много как темных, так и светлых страниц, но перелистать нужно их все, чтобы самим сделать выводы и честно взглянуть правде в глаза.

    Фронт жизни

    Участники и воспитанники "Калининского фронта" скоро вернутся домой, к своим привычным занятиям, учебе, работе. Многие поисковики уже планируют и ждут следующие экспедиции. Те, кто впервые побывал в таком лагере, возвращаются совершенно другими.

    Когда подростки своими глазами видят следы боевых сражений, им не нужно рассказывать "что такое хорошо, и что такое плохо". Когда он откапывает нашу траншею и достает гильзу от снаряда, а в ней 18 дырок от пуль и еще следы осколков. И тут же рядом немецкая траншея в которой: бутылки из под вина, сделанного во Франции, датские консервы, итальянская тушенка. Дети видят - кто как воевал, это откладывается в их душе.

    Поделиться