22.08.2016 15:20
    Поделиться

    Под Воронежем нашли арбузный рай

    Фестиваль для сладкоежек прошел в Петропавловке - "арбузной столице" Воронежской области. Гости продегустировали разные сорта бахчевых, скупили у местных фермеров несколько центнеров полосатых ягод и за какие-нибудь полчаса посетили все 11 поселений района. В миниатюре. Ну а те, кто приехал на "Арбузный рай - Петропавловский край" издалека, заодно прокатились по окрестностям, чтобы полазать по монастырским пещерам и оказаться в двух шагах от светлого будущего.

    Сама Петропавловка, конечно, не ближний свет. От Воронежа - 240 километров, от Волгограда - вдвое больше. Но те, кто едет отдыхать на юг или возвращается обратно, традиционно сворачивают в местные села за арбузами и дынями. Бахчеводством здесь занимаются издавна: на песках можно собрать отменный урожай. Петропавловские арбузы известны в регионе не меньше волгоградских и астраханских. Да и уровень доверия к ним выше: "свои" ягоды меньше времени проводят в пути, выращивают их в основном небольшие хозяйства, где с сорняками борются без гербицидов, вручную.

    - На рынках Воронежа уже два месяца назад можно было увидеть "арбузы из Петропавловки". Хотя наши фермеры урожай снимать стали только в конце июля. Значит, продавцы так "замаскировали" ягоды ранних сортов из Краснодарского края - чтобы лучше расходились, - отметили в районной администрации.

    Когда-то каждый петропавловский колхоз имел свою бахчу. Один незаурядный председатель умудрялся отправлять арбузы не только в Москву, но даже на Дальний Восток. Их грузили в вагоны на ближайшей станции, в Калаче. Теперь о такой логистике можно лишь мечтать. Владельцы личных подсобных хозяйств и фермеры продают сладкий урожай, целыми днями дежуря у дороги. Перекупщики берут товар за гроши. В "высокий сезон" крупная партия арбузов уходит с поля по цене три-шесть рублей за килограмм. А в розницу, да еще в мегаполисе, стоимость колеблется около 20 рублей. Поэтому жители соседних районов нередко закупаются напрямую у производителей - вскладчину.

    - В сентябре-октябре мешками грузят маленькие, недозрелые ягоды на засолку. А что с непроданными делать?.. Бывает, что расходится только треть урожая, остальное приходится скоту скармливать либо дисковать на поле (считай, удобрение). Для себя - кто варенье варит, кто цукаты из корочек, но это мизерные объемы, а промышленной переработки в районе нет, - посетовали фермеры.

    Для фестиваля арбузы и дыни привезли на стадион в Петропавловке. В одной зоне их можно было попробовать, в другой - купить, благо товар имелся на любой вкус, от небольших "шариков" до гигантов, похожих по форме на мячи для регби. Была и зона для эстетов, где арбузами оставалось только любоваться. Мастера (а точнее, мастерицы) карвинга превратили полосатые ягоды в махровые розы и ажурные корзинки для фруктов.

    Каждое сельское поселение обустроило свое подворье. Гуляя по импровизированной улице, можно было заглянуть в типичные южнорусские хаты: цветастый ковер на стене, сундук с приданым, рушники с петухами и кружевные подзоры, пампушки да горилка на столах. Местность эту заселяли украинцы - казаки Острогожского полка. Потом состав жителей стал более пестрым. Деление на "москалей" и "хохлов" (впрочем, весьма условное - все свободно говорят на суржике) сохранилось по сей день.

    Есть и другие характерные приметы юга - например, пещеры в меловых горах. В Воронежской области их много, некоторые относят к первым векам христианства на Руси. В толще мела люди прятались от кочевников, собирались для молитвы. Но на слуху только большие монастыри, а малые пещеры еще ждут своих исследователей.

    - Мы начали раскапывать вход в пещеру над рекой Толучеевка несколько лет назад. Раньше был узкий лаз, теперь виден вырубленный в скале проход, можно спокойно пройти по коридорам, заглянуть в комнату, где, по всей видимости, совершались богослужения, - рассказал глава администрации Песковского сельского поселения Андрей Шевцов. - По легенде, жил в Песках разгульный мужик Ковяр, в преклонном возрасте покаялся, пешком и без обуви (за что получил прозвище Босой) сходил в Киево-Печерскую лавру и решил копать пещеры здесь. По большим праздникам просил милостыню в Воронеже у Акатова монастыря. И вроде как столько ему подавали, что митрополит с ним двух дюжих молодцев отправлял, чтоб не обворовали в пути. Хотя, скорее всего, таким образом просто передавали пожертвования из церковной казны. Старожилы говорили, что в пещере был второй этаж, что туда могли заехать возы с хворостом и провиантом, а жило там до 13 монахов - выходцев из соседних сел. В 1926 году они ушли. В 1927-м по указанию губЧК воронежские пещеры стали взрывать, чтобы там не прятались банды, промышлявшие вдоль Ростовской трассы. С тех пор внутри все завалено, вот потихоньку разбираем - летом помогает всероссийское объединение "Реставрос" и дети из археологических лагерей.

    Чтобы добраться к пещере, нужно перейти Толучеевку по подвесному мосту и одолеть 200 крутых ступенек. Для туристов это целое приключение, тем более что к реке их подвозят с ветерком на "русском джипе", переделанном из старого УАЗика. Программы на один-три дня разработали в соседнем селе Старая Меловая, где уже есть мини-гостиница и ресторан "Казачий стан".

    - Тем, кто приезжает без ночевки, экскурсовод показывает старинные храмы (раньше тут жило три казачьи сотни, у каждой была своя церковь) и бывшую усадьбу пана Урсула, который умудрялся поставлять домашнюю птицу в Европу, заброшенные хутора с каменоломнями (кварц и песчаник возили в Петербург), меловые горы и Песковскую пещеру, краеведческий музей, конюшню… Если люди остаются на выходные, то программа расширяется, можно еще отдохнуть на речке, покататься на лодке и гидроцикле, попрактиковаться в верховой езде, - заверил предприниматель Александр Улезько. - Вообще мы хотим сделать большой этнографический комплекс - с кузней, пасекой, казачьими домиками. Начали с "Острова", где была водяная мельница: планируем ее воссоздать и показывать, как делали муку и пекли хлеб. Сейчас там зона отдыха с беседками, где проходят вечеринки для молодежи из соседних районов.

    На туристическом маршруте встретится источник с минеральной водой - в 1960-е ученые искали здесь никель, из одной скважины пошла "газировка". По составу она похожа на воду, которой лечат в павловском санатории "Белая горка". Но местные жители больше ценят свой источник за "молодильные грязи", помогающие им при заболеваниях ног. У бизнеса есть идея устроить там термальный бассейн.

    В Песках же, близ пещеры, должен появиться историко-археологический парк - с макетом крепости, где можно будет пострелять из лука и арбалета, с искусственным курганом для осмотра разных типов древних погребений, с выставкой керамики. Пока же посуда, вылепленная пять тысяч лет назад, доступна в местном музее. Среди экспонатов - горшок-календарь (испещрен 365 насечками, поделенными по 12 и по 30), выпрямитель для стрел, стол воронежского губернатора Дмитрия Толстого, некогда выкупленный колхозом в областном музее. О Великой Отечественной войне напоминает походный котелок с подписью итальянского солдата. Подпись распознали дети бойца, предложили за эту реликвию астрономическую сумму. Поисковики на уговоры не поддались.

    Рядом с музеем приезжим покажут остатки мощенного булыжником Муромского шляха, "предка" трассы М-4. В "саду камней" лежат массивные шестерни - катки для молотьбы. Рядом на клумбе растут матрешки, а таблички на верстовом столбе сообщают расстояние до Воронежа и Милана, до казачьего атамана и сельского головы. Стрелка "Клад" упирается в землю, к небу тянутся указатели "Рай" и "Будущее". До будущего, судя по надписи, два шага. В Песках уверены, что оно окажется светлым.

    Поделиться