Вигго Мортенсен рассказал, в чем был прав его "Капитан Фантастик"
Вигго Мортенсен и его сын Генри, которому сейчас двадцать восемь, всегда много общались. Первый мужской разговор у них состоялся тогда, когда Генри было семь, и в него влюбилась девочка. На расспросы отца сын отвечал с неохотой, но настойчивость Вигго принесла плоды - хоть общение оказалось неуклюжим, но важный психологический барьер был преодолен. А более серьезное обсуждение этой темы между ними произошло, когда Генри исполнилось двенадцать или тринадцать лет. Сыну данная тема вновь показалась неприятной, а обсуждение своей личной жизни с отцом - чем-то откровенно неловким. И тем не менее желание открыть близкому человеку свой внутренний мир одержало верх и в этот раз - снова благодаря терпению и настойчивости Вигго Мортенсена.
Актер уверен, что обсуждение с детьми "сложных" вопросов - прямая обязанность родителей. Сегодня многие взрослые стремятся к тому, чтобы выглядеть в глазах своих детей "современными" - они им все разрешают и избегают разговоров по душам на серьезные темы. Но на самом деле они боятся, что дети их не любят - убежден 57-летний актер. А потом, когда эти дети вырастут, к ним придет горькое ощущение, что родители ими не интересовались.
И если присмотреться к взглядам Мортенсена, они не так уж разительно отличаются от программы действий многодетного отца Бена Кэша из фильма. Актер так же много общался со своим сыном, когда тот был маленький, обсуждал с ним школьные домашние задания, наблюдал за его питанием, интересовался досугом.
Мортенсен, как и его персонаж, живо интересуется природой. Он провел много времени с сыном, рыбача и охотясь. И если в фильме Бен живет с детьми в лесу в прямом смысле, то Вигго не отстает, насколько позволяет образ жизни мегаполиса - на трех балконах его мадридской квартиры произрастают небольшие деревца и цветы.
В свое время Мэтт Росс, режиссер фильма, получивший в этом году на Каннском кинофестивале приз в номинации "Особый взгляд", выбрав Мортенсена на главную роль, снабдил того массой книг, которые должны были дать актеру понять, каким именно человеком по своим идейным установкам является Бен Кэш. Среди них были труды по математике, экономии, истории, политике, окружающему миру и работы Ноама Хомского. Но многое из этого списка Мортенсену было известно и до знакомства с ролью. В сценарии также было написано, что Бен говорит с детьми на нескольких языках.
Это также вполне соответствует приобретенным за жизнь навыкам актера, который свободно говорит на английском, датском, испанском, итальянском, а также близкородственных с датским шведском и норвежском. Мэтт предложил Мортенсену почитать американских писателей, и Вигго радостно дополнил список произведениями датских, аргентинских, французских и немецких авторов. В процессе интервью также выяснилось, что в настоящее время актер читает монографию об изменении климата и собрание стихотворений чешских поэтов.
Еще одной особенностью, которая роднит героя и актера является пристрастие к традиционным средствам передачи информации. Конечно, у Мортенсена есть компьютер и старенький телефон для поддержания связи с внешним миром - помимо кино, он занимается издательской деятельностью, живописью, музыкой и фотографией. Он констатирует, что люди обижаются, когда он отключает мобильный, но, по его мнению, это - его личное дело. Письма он продолжает писать от руки, по-прежнему отправляет много открыток, а электронному изданию испанской газеты El Pais предпочитает печатную ее версию, за которой отправляется в ближайший магазин каждое утро.
Такое впечатление, что актер во всем старается держаться середины. Он широко известен в киномире как человек, отклонивший беспрецедентное количество предложений об участии в съемках, но при этом его сын, поклонник произведений Дж.Р. Р. Толкина, убедил отца согласиться на роль Арагорна в кинотрилогии по "Властелину колец", и именно эта роль принесла Мортенсену настоящую известность.
"Капитан Фантастик" не дает однозначных ответов, и в этом его преимущество, считает актер. По его мнению, сомневаться - абсолютно нормально. Если человек после просмотра серьезного фильма задает себе вопросы о правильности своего выбора или образа жизни, значит, он снят не впустую.
Рассуждая о том, какую оценку можно дать столкновению двух взглядов на мир, которые входят друг с другом в противоречие в фильме, Мортенсен резонно отмечает, что люди всегда чего-то боятся. Иных мнений, иностранцев, представителей других рас. Какой толк может быть от разговора с теми, кто нам априори не нравится, если мы вполуха выслушиваем рассуждения, которые мы заранее определили для себя как неинтересные. Когда люди перестают разговаривать и слышать друг друга, начинаются войны - подытоживает актер.