На скамье подсудимых несколько обвиняемых. Но самый главный виновник в этом деле, по данным следствия, бывший директор ФСИН России Александр Реймер. Вместе с ним фигурантами по делу проходят его заместитель Николай Криволапов, а также директор ФГУП "Центр информационно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" Виктор Определенов. Все они, в зависимости от роли и степени участия, обвиняются по части 3 статьи 285 УК РФ в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия, а также по части 4 статьи 159 УК РФ - в мошенничестве, совершенном с использованием своего служебного положения, в составе организованной группы, в особо крупном размере. А Криволапова судят еще и по части 1 статьи 222 УК РФ - за незаконное приобретение и хранение боеприпасов.
Сразу после открытия судебного заседания защита обвиняемых попросила вернуть дело в прокуратуру. По мнению адвокатов, в ходе расследования были допущены нарушения, которые препятствуют рассмотрению дела по существу. По утверждению адвоката одного из подсудимых, обвинение не соответствует фактическим обстоятельствам дела, обвинение неконкретное, не установлено место и время передачи денег, а экспертиза, имеющаяся в деле, проведена ненадлежащим образом. По мнению адвоката Владимира Жеребенкова, экспертиза проведена человеком, который не разбирается в технологическом оборудовании, то есть в электронных браслетах для арестантов. Защитники обвиняемых настаивали, что закупочная цена на браслеты не была завышена, а сами электронные системы хорошего качества. И привели в пример тот факт, что Криволапов, помещенный до суда под домашний арест, носит электронный браслет из той самой криминальной партии, закупленной 5 лет назад. То есть, по словам адвоката, электронные браслеты, которые якобы плохие, до сих пор работают и используются.
Но эти аргументы не убедили суд вернуть дело в прокуратуру. Кроме того суд поддержал просьбу гособвинения о продлении до 15 февраля 2017 года срока содержания под стражей Реймера и Определенова, а Криволапова - под домашним арестом.
По данным следствия, обвиняемые в период с 2010 по 2012 годы похитили более 2,7 миллиарда рублей, выделенных на закупку ФСИН систем электронного мониторинга подследственных. При цене в 19 тысяч рублей, стационарное контрольное устройство закупалось по цене 108 тысяч рублей, мобильное, используемое, например, при домашнем аресте - за 128 тысяч рублей.
Участники группы, считает следствие, разработали схему, согласно которой подконтрольное им предприятие ФГУП ЦИТОС, с которым были заключены госконтракты на более чем 3,3 миллиарда рублей, реализовывало электронные браслеты по завышенным в несколько раз ценам, несмотря на то, что не имело производственного оборудования, зданий, сооружений для размещения производственных мощностей для законченного цикла производства устройств.
В результате на счетах Самарского филиала предприятия оказалось более 2 миллиардов рублей. Из них 1,2 миллиарда рублей было похищено.
Суду предстоит также рассмотреть в рамках уголовного дела гражданский иск ФСИН России к обвиняемым о возмещении материального ущерба в размере почти трех миллиардов рублей.
Есть в этом деле еще один фигурант. В июне Замоскворецкий суд Москвы приговорил предпринимателя Николая Мартынова, чьи фирмы поставляли электронные браслеты, к 3 годам и 8 месяцам колонии общего режима и штрафу в 500 тысяч рублей, признав его виновным в мошенничестве. Его судили в особом порядке. Суд установил, что именно Мартынов передал Реймеру в его кабинете на Житной улице 140 миллионов рублей наличными "в качестве оплаты своих услуг за оказание помощи в хищении бюджетных средств".