Новости

22.08.2016 21:17
Рубрика: Культура
Проект: Гид-парк

Пятнадцать минут славы

Фестиваль "Короче" открыла "Дама Пик", а победила "Оксана Соколова"
Что будет, если знаменитый клип группировки "Ленинград" "Экспонат" превратить в фильм? Победившая на фестивале короткометражного кино "Короче" картина "Ну, здравствуй, Оксана Соколова!" сделана практически в этом же ключе и под музыку "Ленинграда". Говорят, что у режиссера этой короткометражки Кирилла Васильева с командой есть замысел превратить ее в полнометражный фильм. Как бы не испортили свое "высказывание", ведь формат фестиваля - фильмы не более 15 минут - прекрасно позволяет "отсечь все лишнее".
"Даму Пик" Павел Лунгин задумал пять лет назад как большой и дорогой международный проект. Фото: Виктор Васенин "Даму Пик" Павел Лунгин задумал пять лет назад как большой и дорогой международный проект. Фото: Виктор Васенин
"Даму Пик" Павел Лунгин задумал пять лет назад как большой и дорогой международный проект. Фото: Виктор Васенин

Всего за выходные, когда проходил киносмотр, жюри отсмотрело 38 фильмов. Лучшим режиссером названа Ирина Вилкова - за фильм "Че". "Лучший режиссер" сыграла и главную роль в этой истории про то, как можно сбежать "на свободу" в Питер и даже встретить там своего человека, но от себя и своей жизни не убежишь: проблемы решать придется.

Пристальное внимание гостей фестиваля привлекла единственная полнометражная картина в программе "Короче" - фестиваль открылся "Дамой Пик" Павла Лунгина. Вопреки ожиданиям картина не появилась в этом году ни на прошедших Каннском и Московском кинофестивалях, ни на предстоящем Венецианском. Первые показы - в крайних точках страны. Премьера - в Калининграде. Вслед за ней - показ в Светлогорске на смотре "Балтийские дебюты", а затем - во Владивостоке на фестивале "Меридианы Тихого", жюри которого в этом году возглавляет Федор Бондарчук. Зрители в кинотеатрах увидят фильм в ноябре этого года.

Кульминация картины - оперная сцена, где главные герои мировая звезда София Майер в исполнении Ксении Раппопорт и молодой тенор Андрей, которого играет Иван Янковский, в ролях старухи и Германна раскрываются так, что зритель видит перед собой самостоятельную постановку. Более того, можно всерьез задаться вопросом: а что если Павлу Лунгину поставить оперу "Пиковая дама"? В практике мировой режиссуры немало случаев, когда мэтры кино ставили оперу - достаточно вспомнить Франко Дзефирелли или Андрея Кончаловского. В Большом театре опера "Пиковая дама", поставленная Львом Додиным, - одна из самых сильных постановок последнего времени...

У Павла Лунгина была блестящая идея фильма. Звезда мировой оперы, уже не на самом пике успеха, стремится поставить в России, возможно, свой последний шедевр. И оказывается безжалостным режиссером, меняющим судьбы солистов, актеров, только чтобы добиться нужных для спектакля эмоций. Пусть даже спектакль станет единственным, но это будет триумф!

София Майер, она же Дама Пик, которая умеет прикинуться "овечкой" Лизой на сцене. В актрису Ксению Раппопорт после этого фильма можно влюбиться в очередной раз - так пленительна, соблазнительна и коварна она в этой роли. Лунгин добавляет мистики - появляются куклы в человеческий рост, которые звезда в железных "сундуках" возит за собой по всему миру. Страстную игру Раппопорт оттеняет холодно-порочный герой Игоря Миркурбанова - олигарх, потакающий капризам оперной примадонны. Яд успеха, наркотик триумфа - это главное, чем удается "заразить" Софии племянницу Лизу, выжав из нее все подлинные человеческие эмоции. Пусть на пути к этому встанет живой человек, первая любовь, гениальный тенор, его можно свести с ума и превратить в Германна.

"Что наша жизнь? Игра!" - Иван Янковский "исполняет" эту арию блестяще.

Первоначально в картине, работа над которой длилась четыре года, намеревались собрать международный "дримкаст" - артистов мечты. В итоге Уму Турман заменила Ксения Раппопорт, Рэйфа Файнса - Игорь Миркурбанов.

Фильм поддержан и на международном уровне, в частности во Франции. Однако в процессе съемок в России с российскими актерами Лунгину первоначальную идею удалось "принизить". Фильм неравномерен: первая его часть словно "на разогреве" у второй. И даже ритм, как в музыкальном произведении, не совпадает. Специально для фильма "Дама Пик" поставлен фрагмент из оперы, который заставляет после просмотра бежать и узнавать, а где же можно увидеть постановку целиком. Увы...