24.08.2016 21:19
    Поделиться

    Корреспонденты "РГ" побывали в шкуре первобытного человека

    Этнографический комплекс "Затерянный мир" в хуторе Пухляковском расположен на территории, где поблизости велись раскопки стоянок и поселений каменного века. Здесь можно не только отдохнуть, но и научиться жить, как наши далекие предки. Жилища и старинная атрибутика - не новодел, туристические объекты реконструированы на основе археологических материалов. Решив побыть в шкуре древнего человека, корреспонденту "РГ" пришлось узнать правила первобытного существования.

    В хижинах, сооруженных из камыша, который растет у реки, были свободные места. Гости комплекса предпочитают останавливаться в номерах с удобствами и купаться не в живописном озере, где бьют родники, а в бассейне. Но ради чистоты эксперимента пришлось одну ночь провести в хлипком жилище с земляными полами. Под вечер передали штормовое предупреждение.

    - Не пугайтесь. Хижина защитит от дождя, и ее не сносит даже ураганом. Это уже проверено. На наших глазах с современных домов слетал шифер, а камышовая крыша держится благодаря специальному креплению, - говорит археолог Андрей Захариков.

    Первым делом надо было добыть огонь. Вспомнился фильм про Красную Шапочку. А как ты разожжешь костер? Возьму спички! Но ведь этот остров необитаем. А я вообще в каменном веке!

    Все мы знаем из книжек, что искру можно высечь путем трения. В хижине имелось приспособление: деревянная палочка с подставкой или, если по науке - огнивое сверло. Только в гостиничном номере просто надо нажать кнопку - и чайник закипает. Мы привыкли так, и перспектива убить часы на прокручивание палочки в деревянной подставке с отверстием меня пугала. Но в каменном веке, как на Востоке, время идет медленно. "Это как на рыбалке, держишь удочку, и у тебя только одна мысль: клюнет или не клюнет. Так и здесь: появится искра или нет", - успокаивала я себя, прокручивая отполированную сотнями ладошек деревяшку. Есть! Но ловкости перенаправить огонек на пучок тонкой, как паутинка, травы, у меня не хватило. Из искры не возгорелось пламя. Инструктор сжалился, чиркнул зажигалкой - и костерок занялся.

    - Добывать огонь трением - не самый простой способ, давайте попробуем высечь искру кремнем, - предлагает Андрей.

    Этот метод оказался эффективней. По кремню нужно ударить тяжелым металлическим предметом, а рядом положить легковоспламеняющуюся травку. Идеальный вариант - пух от одуванчиков. Он вспыхивает от искры моментально, дальше огонь распространяется на разложенные заранее щепки. Как оказалось, если в точности соблюдать технологию, придуманную нашими предками, зажечь костер без спичек достаточно легко.

    Под потрескивание сухого дерева Андрей рассказывает о кулинарных пристрастиях наших предков. Вот мы готовим шашлыки, нанизывая по отдельности кусочки на шампур. А в каменном веке добыча целиком жарилась на вертеле.

    В "Затерянном мире" учат, как приготовить в яме тушу молодого ягненка. Выкапывается яма, мясо укладывается на металлическую подставку, можно противень, закрывается еще одним металлическим листом и сверху разводится огонь.

    Но ягненка у нас не было, и в большом закопченном котелке заварили чай - из собранных на поляне чабреца, мяты и мелиссы. Пили его из калебасов - сосудов, выдолбленных из тыквы.

    Пикнула смс из спрятанного в одежды каменного века андроида. Луна осветила деревянную сову - здешний тотем, и мне показалось, что птичка злобно зыркнула на меня.

    - Вот зачем вам сейчас телефоны, Интернет, мы здесь стараемся без этого всего обходиться, - отреагировал на мои тыканья в телефон Андрей и рассказал, почему тотем - сова. Здесь, оказывается, поселилось целое семейство сов, вылупились маленькие совята. Вот и решили сделать деревянную сову в честь хозяйки поляны.

    Юля, профессиональный экскурсовод и археолог, предлагает посмотреть погребения 5-тысячелетней давности, перенесенные из мест раскопок, проходивших на территории Ростовской области. На ночь глядя самое то. Однако зайти внутрь степной пирамиды - заманчиво. Включаем свет, который специально для туристов провели в кургане, и путешествуем по некрополю. В земляных нишах - скелеты женщины, ребенка, воина. Хорошенькое соседство. Я прошу моих собеседников не бросать меня одну в хижине, и полночи мы сидим у костра на лисьих шкурах, попивая мятно-чабрецовый чай с пряниками. Прокормить себя турист тоже может самостоятельно. Для этого надо отправиться на охоту или на рыбалку, но не с удочками из спортивного магазина, а с луком, стрелами или гарпуном. Рано утром сотрудник заповедника Виктор обучает меня обращаться с этим инвентарем.

    Для начала надо сделать наконечник для стрел. Это тонкая пластинка кремня, которую надо отбить увесистым голышом. Виктор держит кремень в руках и командует: "Бейте по касательной". Я заранее капитулирую и бурчу, что у меня не получится.

    - Современный человек отвык делать что-то своими руками, потому вы не верите, что сможете. На самом деле это очень просто, - утверждает Виктор. И правда, после двух неудачных попыток я наколотила не только наконечник, но и парочку острых, как бритва, ножичков. Костью оленя можно отбить шероховатости и придать ножам законченную форму.

    Женщины, как уверяет Виктор, из лука стреляют прицельнее, чем мужчины. И при хорошо отточенном наконечнике можно застрелить хоть бегемота. Главное - знать, куда целиться. Но для этого нужно быть хорошим охотником.

    Поэтому большинство поселенцев выбирает рыбалку. На территории комплекса есть Затерянное озеро, в котором водятся полуметровые сазаны. Их ловить можно, спустив на воду плот. А вот по Дону можно отправиться в лодке, выдолбленной из дуба.

    - Древние люди использовали для своих целей все, что лежало у них под ногами. Находили лаконичные и порой гениальные решения, - говорит Андрей Петрович. - А современный человек боится природы. Для многих наших гостей перейти вброд реку и переночевать с палатками на острове - что-то за гранью фантастики.

    Нас сразу забрасывают вопросами: а клещи, а змеи, а не замерзнем? Конечно, мы берем на остров одеяла и спички. Но древний человек, отправляясь в поход, тоже бы не пошел, не взяв с собой шкур и еды.

    Поделиться